В Северной Осетии сегодня проживают представители 14 конфессий, действуют 79 религиозных организаций.
Такая широкая представленность религиозного спектра в обществе предполагает и наличие толерантного сознания верующих, ответственного отношения всех религиозных лидеров к вопросам общественной стабильности в республике, особенно на фоне всплеска религиозного экстремизма, который охватил многие регионы России.
Год назад в Северной Осетии был принят закон «О республиканской целевой программе по противодействию экстремистским проявлениям в РСО–А на 2008-2010 годы». Ход выполнения этого закона был рассмотрен на заседании правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений.
Комиссия заслушала информацию первого заместителя министра по делам национальностей Северной Осетии Валерия Сыроватко о том, что республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, научными, общественными и религиозными организациями были приняты меры по разработке методологических и научно-методических основ утвержденной целевой программы, совершенствованию форм и методов профилактики экстремизма и формированию толерантного сознания.
Вместе с тем, как было отмечено, в этой работе пока еще не хватает системного, более тесного взаимодействия заинтересованных ведомств в обеспечении общественной стабильности на основе межэтнического и межконфессионального диалога.
Тем не менее, Миннац республики всячески способствует тому, чтобы такой диалог состоялся, какие бы острые вопросы ни поднимали представители тех или иных религиозных объединений. Как и тому, чтобы все возникающие проблемы решались строго в рамках действующих законов.
Касается ли это вопросов собственности религиозных объединений или чьих-то не совсем корректных публичных выступлений, с которыми не согласны представители той или иной конфессии.
Равно как и общество, и государство должны привести в действие рычаги в тех случаях, когда деятельность религиозного объединения направлена на разжигание ненависти, подрыв интересов государственных институтов или отдельной личности. Впрочем, призвать на практике к ответу такую организацию бывает очень трудно. Ход делу в судебной инстанции может дать только личное заявление гражданина, интересы которого ущемлены. Однако таких случаев по всей стране – единицы, у нас в республике вообще пока не было подобного прецедента. Что может свидетельствовать либо о законопослушности местных религиозных организаций, либо о том, что общество, гражданское сознание индифферентно относится к тому, что порой под религиозными флагами совершаются далеко не богоугодные дела.
Поэтому чем прозрачнее будет деятельность религиозных организаций для общества – тем меньше поводов сомневаться в этом.