|
Мухтарбек Кантемиров: Хочется очень много сделать для Осетии…»
25.02.2009 14:24
75-летний юбилей отметил Мухтарбек Кантемиров - народный артист России, художественный руководитель Московского Конного театра "Каскадер», президент Гильдии каскадеров России, почетный член Мексиканской ассоциации наездников "Чаррос", президент Федерации боевого метания "Летящий нож", президент благотворительного фонда им. Ирбека Кантемирова.
Мухтарбека Алибековича поздравили друзья, коллеги-артисты, земляки из Московской осетинской общины, сотрудники Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ. Вручая М.Кантемирову медаль «Во славу Осетии», Полпред РСО-Алания Александр Тотоонов пожелал «продолжателю славной цирковой династии Кантемировых новых успехов, новых интересных номеров, новых ролей и творческих удач».
… Конно-спортивный центр «прописан» в подмосковном Новогорске, на территории базы Академии гражданской защиты МЧС. Два десятка лошадей и несколько десятков артистов приютило (или, если хотите, — спасло) МЧС России. В Москве у конного театра своего здания нет до сих пор. И тем не менее, есть артисты театра, от которых редко услышишь «я», в основном — «мы». Есть лошади, которые, слава Богу, не на улице и накормлены. Значит, можно тренироваться, можно творить, можно жить. Но… «Я 20 лет мечтаю о манеже, - говорит Мухтарбек. – Мечтаю просто выступить с премьерой в собственном доме…». Удивительно добрый, открытый, бескорыстный человек, он верит, что когда-нибудь его мечта осуществится. А пока он вспоминает…
* * * - Однажды, после какого-то мероприятия, которое проводила мэрия Москвы, выходим, собираемся уезжать. И тут Юрий Михайлович Лужков появляется и приветствует нас: «Мухтарбек! Да бон хорз! Бузныг! Уастырджи уе’мбал». Я спрашиваю: «Юрий Михайлович, вы по-осетински заговорили?» - «Я просто очень вашу нацию люблю!». Такой был случай тоже… * * * - В Мексике в 1968 году произошел забавный случай. Во время Олимпиады. Мы были в стране с гастролями. А я, кстати, заранее выучил испанский перед поездкой. И однажды, когда мы выступали, появилась женщина. Она была на костылях. Оказывается, то была первая в мире женщина-тореадор. Мы подружились. Оказывается, у нее своя коррида, а семья ее относилась к богатейшим фамилиям Мексики. Я спрашиваю: «Можно, я выйду в качестве тореадора?» - «Конечно!». А до этого, оказывается, молодой бычок на рогах подбросил тренера на корриде. И я выхожу. А бычок уже озверевший был… Я выхожу, и он меня как начал давить! Я его оттолкнул, и он убежал. А бычок все равно смог меня рогами проткнуть.
* * * - 1992 год. Италия. Есть такое местечко – Пандино. Это в Ломбардии, недалеко от Милана. Эти места в древности занимали аланы. Ежегодно в Пандино проводится рыцарский турнир. И в посольство России в Италии позвонили организаторы замка, высказали заинтересованность в том, чтобы в турнире приняли участие и россияне. Обратились в «Мосфильм», в Цирк на Цветном Бульваре, так дошли и до конного театра. В общем, о турнире я узнал за неделю до его начала. Прилетели в Италию – а через два дня уже конкурс. Меня встретили, повезли в замок, в гости к учредителю конкурса. Я говорю: «Покажите мне лошадей». Мне отвечают: «Выбирайте любую». Смотрю, стоит одна некрупная, но энергичная лошадь. «Можно эту?» - показываю на нее. Хозяин, смеясь, отвечает согласием. Я спрашиваю через переводчика: «А почему он смеется?» Выяснилось, что это любимая его лошадь. Вот так. После этого прошу показать, что надо делать. Взял свое снаряжение, проделал все то, что я могу. После этого организаторы сказали: «Плакали наши призы». Состязания должны были состояться на следующий день. Я попросил поставить меня последним выступающим. А всего было шесть призов. Первый приз – меч, который всегда оставался в Италии. Я выступил и занял второе место. Объявляют: «Второе место занял синьор Микаэл Кантемиров» и рассказывают подробно об аланах. В общем, организаторы пригласили меня приехать снова, заняться обучением верховой езде. * * * - Был в истории театра «Каскадер» и долгий болгарский период. Мы оказались без помещения в Москве. На Шипке похоронен наш земляк, поручик Николай Кантемиров. И болгары говорят: мы очень любим вашу нацию, давайте, приезжайте к нам, мы вам построим в Варне здание театра, на Золотых Песках. Я и говорю: мы с удовольствием приедем. В общем, через год мы оказались в Болгарии. И шесть лет там проработали. И потом уже Шойгу позвал в Россию, работать в Академию… Сейчас мы обучаем курсантов Академии МЧС держаться на лошадях, обучаю ребят метанию.
* * * - С лошадьми ведь очень сложно… Бывает ситуация: лошадь ляжет и катается. Не может оттолкнуться, не может встать. Пока не прибежишь, не поможешь… А ведь два часа в таком положении – и кровоизлияние. Так что следить за лошадьми, ухаживать надо практически постоянно.
* * * - Хочется очень много сделать для Осетии… В истории и в искусстве народов мира с древнейших времен находит отражение неразрывная связь человека с лошадью. И даже наши бурные дни не исключили из жизни это благородное животное. Не исчезло, не развеялось восхищение человека этим прекраснейшим из созданий природы; по-прежнему развиваются конный спорт, туризм, цирковое искусство. Мне бы очень хотелось, чтобы в Осетии был создан конный центр, своего рода «Город лошади». Я представляю себе этот центр примерно таким. По периметру можно проложить специальную дорогу, по которой ходили бы уютные трамвайчики, доставляющие посетителей во все уголки «города». Свою собственную площадку имел бы конный театр «Каскадер», в репертуаре которого – сюжетные спектакли для взрослых и детей. Можно было бы устраивать фольклорные фестивали, народные гулянья, концерты хоров и танцевальных ансамблей. Хорошо было бы в состав «города» включить и конный клуб с лекторием. Там можно показывать документальные и художественные фильмы. Ведущие мастера конного спорта и цирка читали бы лекции. Члены клуба обучались бы грамотному общению с конем, основам джигитовки, азам верховой езды… В состав «города» вполне можно было бы включить и цирк, где показывали бы конные программы и пантомимы; школу-студию каскадеров, готовящую кинотрюкачей. Развивая идею, можно подумать и о создании конного аукциона по продаже лошадей всех пород… * * * - Есть еще мечта – создать в Осетии международный летний молодежный лагерь, где юношей и девушек можно было бы знакомить с традициями и обычаями осетин: обучать молодежь верховой езде, метанию холодного оружия, рукопашному бою, традиционным ремеслам нашего народа, национальным танцам. Венцом такого курса мог бы стать турнир, на котором участники демонстрировали бы свое искусство владения конем…
Версия для печати
[ назад ]
|
|