На главную  Контакты  Карта сайта    
События
Новости Представительства 
График Представительства 
Политика 
Южная Осетия 
Общество 
Экономика 
Культура 
Спорт 
К 65-летию Великой Победы 
Храм 
РСО-Алания
Южная Осетия
Глава представительства
Сведения о доходах за 2009 год
История представительства
Осетинская община
Фотогалерея
Беслан
Инвестиционные проекты Республики Северная Осетия-Алания
К 65-летию Великой Победы
Ссылки
Контакты

В Москве отпраздновали юбилей знаменитой династии Кантемировых

19.05.2007 17:08

13 мая 2007 года в Москве отпраздновали двойной юбилей - 100-летие династии Кантемировых и 125 лет со дня рождения основателя династии - Алибека Кантемирова!

Воскресным вечером в ресторане "Сочи" собрались многочисленные гости - члены московской осетинской общины, видные представители интеллигенции, друзья и родственники фамилии Кантемировых.

В связи с двойным юбилеем Глава Республики Северная Осетия-Алания Таймураз Мамсуров направил коллективу цирковой труппы приветственную телеграмму.  

Приветственный адрес зачитал Полномочный представитель РСО-Алания при Президенте РФ Александр Тотоонов:


Александр Тотоонов и Станислав Бидихов

«Для жителей многонациональной Осетии имя Алибека Кантемирова - патриарха конного жанра в цирке и его великолепной труппы - было и остается символом национальной гордости, профессионального успеха, беспримерной преданности избранному делу. Ваше творчество - это  целая эпоха в истории отечественного  и мирового циркового искусства, особая и неповторимая школа мастерства.

Отрадно, что и сегодня славная цирковая династия достойно продолжает дело своего великого основателя. Каждое новое поколение цирковых наездников-кантемировцев с честью несет свое самобытное искусство, вписывая новые страницы в вековую историю труппы  «Джигиты Али-Бек».

Неукротимый темперамент, высокое исполнительское мастерство, артистизм и обаяние "лихих всадников", как и сто лет тому назад,  являются неизменным  "фирменным" знаком осетинских джигитов.

От всей души желаю всем продолжателям славной династии Кантемировых и впредь следовать заветам великого Алибека, преумножать его труды, успехи и славу.

Крепкого вам здоровья, счастья и новых творческих свершений.

Будьте всегда на коне, будьте всегда победителями!».

Праздничный вечер украсили своим выступление танцоры Московского ансамбля "Алания" под руководством Тимура Мурацева.


Артисты ансамбля "Алания"

 

Лев Дуров, народный артист СССР:

О Мухтарбеке Кантемирове могу целую книгу написать. Это – удивительный человек. Владеет всеми видами любого оружия. Я совершенно спокойно брал огурец в рот, и он рубил его ломтиками, как на салат, а я стоял и моргал. Потом втыкал ножи около моей головы, и я стоял опять же спокойно.


Лев Дуров

Когда он появляется в любой незнакомой компании, в него все влюбляются: в нем есть какая-то магия, невероятная доброта, открытость, бескорыстие. Я знаю, что он очень сильный, и физически, и духом. В то же время не обидел в своей жизни ни одного человека. Он никогда не повышает голоса. Лишь однажды, когда у нас лошадь пала из-за того, что ее неправильно подковали, он рыдал – три дня был траур. И я его понимал. Потому что когда он садится на лошадь, там всё сливается, не поймешь, где всадник, где лошадь. Это такая красота! 

Однажды видел просто невероятную вещь. Мы снимались на колхозной конюшне, где стояли самые настоящие клячи, у которых брюхо по земле волочилось. Но когда Мухтарбек зашел в конюшню, они сразу стали стройненькими-стройненькими! А сказал-то всего два-три слова. Какое-то он воздействие имеет на лошадей. И на людей.

В фильме «Не бойся, я с тобой» есть три совершенно гениальных проскока, я всегда просто сижу и аплодирую ему. Хотя это просто проскоки на дальнем, на общем плане. Но когда он сидит на лошади – это такая красотища, гармония животного и человека, замечательная гармония природы и человека. 

 
Мы дружим, созваниваемся. Недостатки? Не знаю за ним такого. Ни жест­кости, ни жадности, ни злости, даже, когда она необходима. У меня дома везде сплошной Мухтарбек Кантемиров: все стены в его подарках и его фотографиях. Иной раз сомневаюсь — кто здесь хозяин? Так что он точно святой!

Свои музыкальные поздравления представителям династии Кантемировых и всем собравшимся в этот вечер адресовали Олег Тайсаев и Феликс Царикати.


Олег Тайсаев

 


Феликс Царикати

 

Нугзар Журули, заслуженный врач РФ, судья международной категории:

Говоря о династии Кантемировых, каждый, наверное, начал бы свой рассказ с того, как в детстве попал на их представление в цирке и запомнил его навсегда. Я – не исключение. Но встретились и познакомились мы в Москве, где я был на соревнованиях. Мы с ребятами приходили в цирк на их репетиции и выступления. Это было завораживающее зрелище. Великолепных осетинских джигитов зал всегда ждал с нетерпением.
 


Нугзар Журули

Очень тепло принимали труппу Кантемировых за рубежом: во Франции, Германии, Англии, особенно в Мексике, Бразилии.
 
Принцип работы труппы был таков: в Осетии они отбирали хорошо танцующих мальчишек и обучали их джигитовке. Если кто-то уходил из труппы, обратно его не принимали.
 
Ирбек был очень талантливым. Он был небольшого роста, поэтому ему легче удавались сложные трюки. Кроме того, он знаменит не только как цирковой артист, но и как пятикратный чемпион Осетии по джигитовке. А после фильма «Смелые люди», где он проявил себя как замечательный дрессировщик, Ирбек стал очень популярен. Чтобы животные во время трюков не пострадали, он придумал специальные подсечки: лошади легко, без травм, вставали после падения.
 
Виртуозный наездник, прекрасный дрессировщик, мудрый, добрый человек – другого про Ирбека и не скажешь.
 
Он был очень общительным человеком. Приехав с гастролей, обязательно обзванивал всех своих друзей: «Я здесь, жив, здоров, хотел поздороваться».
 
Очень много Ирбек помогал и своему сыну Маирбеку, талантливому режиссеру-постановщику. Он работал в Англии, у него был заключен контракт на проекте «Ниагара», сейчас работает в Торонто. В программе у него наездники, акробаты, воздушные гимнасты, канатоходцы. В этой программе уникально все: сценарий, режиссерские находки, работа со светом… Поэтому и контракт с ним заключили на длительный срок.
 
Мухтарбек Кантемиров – великолепный артист, с прекрасными физическими данными. Доброта сочетается с редкой силой воли… Во время съемок в фильме «Не бойся, я с тобой» Мухтарбек получил травму – порвал сухожилие ноги. К врачу обратился только после того, как был отснят нужный дубль.
 
Мухтарбек очень любит разговаривать с лошадьми, а они ждут его, чуют издалека. А когда подходит - радуются, «улыбаются» ему, целуют его. В этом счастье Кантемировых.
 

Сам Мухтарбек Алибекович Кантемиров в эксклюзивном интервью нашему сайту говорил больше не о юбилее, а о планах, о задумках, словом, о том, что он мечтает сделать очень много для блага Осетии:

Однажды, после какого-то мероприятия, которое проводила мэрия Москвы, выходим уже, собираемся уезжать. И тут Юрий Михайлович Лужков появляется и приветствует нас: «Мухтарбек! Да бон хорз! Бузныг! Уастырджи уе’мбал». Я спрашиваю: «Юрий Михайлович, вы по-осетински заговорили?» - «Я просто очень вашу нацию люблю!». Такой был случай тоже…


Мухтарбек Кантемиров

 
В Мексике в 1968 году произошел забавный случай. Во время Олимпиады. Мы были в стране с гастролями. А я, кстати, заранее выучил испанский перед поездкой. И однажды, когда мы выступали, появилась женщина. Она была на костылях. Оказывается, то была первая в мире женщина-тореадор. Мы подружились. Оказывается, у нее своя коррида, а семья ее относилась к богатейшим фамилиям Мексики. Я спрашиваю: «Можно, я выйду в качестве тореадора?» - «Конечно!». А до этого, оказывается, молодой бычок на рогах подбросил тренера на корриде. И я выхожу. А бычок уже озверевший был… Я выхожу, и он меня как начал давить! Я его оттолкнул, и он убежал. А бычок все равно смог меня рогами проткнуть.
 
1992 год. Италия. Есть такое местечко – Пандино. Это в Ломбардии, недалеко от Милана. Эти места в древности занимали аланы. Ежегодно в Пандино проводится рыцарский турнир. И в посольство России в Италии позвонили организаторы замка, высказали заинтересованность в том, чтобы в турнире приняли участие и россияне. Обратились в «Мосфильм», в Цирк на Цветном Бульваре, так дошли и до конного театра. В общем, о турнире я узнал за неделю до его начала. Оформляли меня как депутата Верховного Совета, чтобы беспрепятственно провезти всю амуницию, которую необходимо было с собой взять. Прилетели в Италию – а через два дня уже конкурс. Меня встретили, повезли в замок, в гости к учредителю конкурса. Я говорю: «Покажите мне лошадей». Мне отвечают: «Выбирайте любую». Смотрю, стоит одна некрупная, но энергичная лошадь. «Можно эту?» - показываю на нее. Хозяин, смеясь, отвечает согласием. Я спрашиваю через переводчика: «А почему он смеется?» Выяснилось, что это любимая его лошадь. Вот так. После этого прошу показать, что надо делать. Взял свое снаряжение, проделал все то, что я могу. После этого организаторы сказали: «Плакали наши призы». Состязания должны были состояться на следующий день. Я попросил поставить меня последним выступающим. А всего было шесть призов. Первый приз – меч, который всегда оставался в Италии. Я выступил и занял второе место. Объявляют: «Второе место занял синьор Микаэл Кантемиров» и рассказывают подробно об аланах. В общем, организаторы пригласили меня приехать снова, заняться обучением верховой езде.
 
Был в истории театра «Каскадер» и долгий болгарский период. Мы оказались без помещения в Москве. На Шипке похоронен наш земляк, поручик Николай Кантемиров. И болгары говорят: мы очень любим вашу нацию, давайте, приезжайте к нам, мы вам построим в Варне здание театра, на Золотых Песках. Я и говорю: мы с удовольствием приедем. В общем, через год мы оказались в Болгарии. И шесть лет там проработали. И потом уже Шойгу позвал в Россию, работать в Академию… Сейчас мы обучаем курсантов Академии МЧС держаться на лошадях, обучаю ребят метанию.
 
Потомок знаменитого коня Ирбека Кантемирова – Асуана – Асуан Третий, сейчас ему восемь лет, очень хороший конь, я смотрю на него и не нарадуюсь. С лошадьми ведь очень сложно… Бывает ситуация: лошадь ляжет и катается. Не может оттолкнуться, не может встать. Пока не прибежишь, не поможешь… А ведь два часа в таком положении – и кровоизлияние. Так что следить за лошадьми, ухаживать надо практически постоянно.
 
 
...Хочется очень много сделать для Осетии…  В истории и в искусстве народов мира с древнейших времен находит отражение неразрывная связь человека с лошадью. И даже наши бурные дни не исключили из жизни это благородное животное. Не исчезло, не развеялось восхищение человека этим прекраснейшим из созданий природы; по-прежнему развиваются конный спорт, туризм, цирковое искусство. Мне бы очень хотелось, чтобы в Осетии был создан конный центр, своего рода «Город лошади». Я представляю себе этот центр примерно таким.
По периметру можно проложить специальную дорогу, по которой ходили бы уютные трамвайчики, доставляющие посетителей во все уголки «города». Свою собственную площадку имел бы конный театр «Каскадер», в репертуаре которого – сюжетные спектакли для взрослых и детей. Можно было бы устраивать фольклорные фестивали, народные гулянья, концерты хоров и танцевальных ансамблей.
Хорошо было бы в состав «города» включить и конный клуб с лекторием. Там можно показывать документальные и художественные фильмы. Ведущие мастера конного спорта и цирка читали бы лекции. Члены клуба обучались бы грамотному общению с конем, основам джигитовки, азам верховой езды…
В состав «города» вполне можно было бы включить и цирк, где показывали бы конные программы и пантомимы; школу-студию каскадеров, готовящую кинотрюкачей. Развивая идею, можно подумать и о создании конного аукциона по продаже лошадей всех пород… Но – увы! Пока все это остается лишь мечтами…
 
Есть еще мечта – создать в Осетии международный летний молодежный лагерь, в рамках которого юношей и девушек можно было бы знакомить с традициями и обычаями осетин: обучать молодежь верховой езде, метанию холодного оружия, рукопашному бою, традиционным ремеслам нашего народа, национальным танцам. Венцом такого интенсивного курса обучения мог бы стать турнир, на котором участники демонстрировали бы свое искусство владения конем…
 
 
К сожалению, на праздник не смог приехать Олег Кантемиров, народный артист РСО-Алания, лауреат премии «Соотечественник года-2006», президент организации русскоговорящих соотечественников Канады. В своем обращении к собравшимся Олег Кантемиров сказал:
 
- Я бесконечно горд, что имею честь носить фамилию Кантемировых, давшую Родине много достойных людей: и прославленных военных, и известных ученых, и великих спортсменов. Но всемирная слава пришла к Кантемировым благодаря Алибеку, великому джигиту современности.
 


Олег Кантемиров

 
100 лет назад он создал свою труппу наездников, ставшую гордостью Советского цирка. Своими гастролями по Европе он прославил не только Россию, но и свою Осетию.
 
Его сыновья Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек с честью несли и несут знамя русского цирка. Они покоряли своими выступлениями страны и континенты. Внуки Алибека - Каджана, Анатолий, Алибек и Маирбек также связали свои судьбы с цирковым искусством, продолжая дело великого деда.
 
Хранителем традиций и продолжателем дела Кантемировых является сын Ирбека Кантемирова - Маирбек. Его вклад в сокровищницу мирового цирка неоценим. Созданные им произведения соединяют в себе и старые традиции, и современные новации, основанные на передовых достижениях современного искусства.
 
В 2006 году его спектакль «AVAIA» покорил жителей Канады и США.
 
Я видел в глазах зрителей слезы радости и восхищения. Они были покорены духовностью спектакля, его мощью и многообразием. Сейчас жители Торонто наслаждаются им, а летом вновь Ниагарский водопад станет соседом «AVAIA». И недаром мэр Ниагары сказал: «До AVAIA у нас был только водопад, а теперь есть и русский цирк».
 
«AVAIA» стала не только культурным событием мирового масштаба, но и политическим явлением. Как сказал посол России в Канаде Георгий Мамедов, «русский флаг, развевающийся над Ниагарским водопадом, больше сближает народы наших стран, чем переговоры».
 
Я горд тем, что смог внести свой скромный вклад в реализацию этого проекта, а, самое главное, я рад, что Канада может насладиться искусством нашей Осетии, а молодое поколение осетинских джигитов гордо несет знамя России по миру!
 
 
В эксклюзивном интервью нашему сайту Маирбек Кантемиров, нынешний руководитель труппы джигитов "Али-Бек" рассказал о шоу AVAIA:
 
- К созданию шоу AVAIA мы шли десять лет. А собственно программу сделали всего пару месяцев, потому что были базовые наработки. Хотя, обычно на это тратится год-два. Создавая это представление, мы хотели, чтобы люди немного задумались о мире, в котором все мы живем, задумались о том, для чего человек появляется на свет.
 


Маирбек Кантемиров

 
Во время представления мы как бы проводим зрителей сквозь пласты истории, и в этом нам помогают лошади. Наше шоу построено на любви к жизни, к природе, к лошадям. Это - рассказ о гармонии человека и природы.
 
До конца мая нынешнего года AVAIA идет в Торонто на одном из самых больших ипподромов Северной Америки, а потом - на Ниагаре.
 
Контракт с труппой заключен на десять лет. Промоутеры сначала боялись, что шоу будет похоже на старый советский цирк. Но когда они увидели представление, высказали заинтересованность в максимально долгом сроке контракта. Через российское посольство даже досье собрали на всю династию.
 
Актеры AVAIA в основном из России, Беларуси. Есть два русскоязычных канадца. Шоу адресовано не только детям, но и взрослым. Причем, взрослых на представлениях бывает очень много.
 
Эстетика шоу совершенно не похожа на советский цирк в его классическом понимании. Мы сделали спектакль с элементами цирка. Меня многие спрашивают: лежит ли в основе шоу мифология? Я каждый раз отвечаю: идите и посмотрите. Не хочу сейчас рассказывать о смыслах, которые несет AVAIA – надо просто посмотреть.
 
Да, это весьма затратное шоу. Его бюджет – 10 миллионов долларов. Очень много средств потребовала подготовка инфраструктуры. Нужно было подготовить и место для самого шоу. Очень дорогой оказалась транспортировка лошадей из России и стран Европы в Канаду. Плюс затраты, пусть и не очень большие, на рекламу… На само шоу денег ушло не очень много.
 
В шоу AVAIA используется весь опыт, накопленный династией Кантемировых. Просто мы его преподносим по-другому. А так – все трюки вошли в арсенал шоу. Но смысл не в трюках, а в том, чтобы создать спектакль в целом, как художественное целое. Чтобы на протяжении двух часов держать зрителей в напряжении.
 
Мы постоянно вносим какие-то изменения в спектакль. Есть идея сделать еще один проект в Канаде, но подробности пока раскрывать не буду – не люблю бежать впереди паровоза.
 
Название – AVAIA - мы заимствовали из санскрита. Почему? Меня вообще интересует все, что связано с древней культурой человечества. AVAIA – санскритское слово, сглаженное на английский манер.
 
Вдохновение? У каждого свои подходы к этой теме. Я не буду раскрывать секреты и тонкости. Это такая, очень личная тема. Тема, затрагивающая глубинные пласты, мистику. Не будем сейчас об этом.
 
Делая шоу, я думаю, прежде всего, о том, что получится в целом – о спектакле. Но не о деньгах. Я не ставлю целью удивлять во что бы то ни стало. Я воплощаю свои идеи, замыслы. Это ведь - творчество. Мы стараемся, чтобы людям, которые приходят на шоу, было интересно. И чтобы они думали и переживали вместе с нами...
 
Амбиции? Если человек живет искусством по-настоящему, ему не свойственны амбиции. Он просто делает свое дело.
 
 
Планируется, что в июне 2007 года празднование юбилея династии Кантемировых пройдет и в Северной Осетии.

Версия для печати

назад ]

Читайте также:
Петр Туккаев – победитель конкурса «Первые шаги в науку»
Постпредство переходит на круглосуточный режим работы
Десять лет «Мира Кавказа»
«Разыскиваются яркие личности»
Нужен системный анализ взаимодействия этнических общин
У Северной Осетии – особые отношения с РДКБ



<< < март 24 > >>
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
© 2006-2009 Официальный сайт Постоянного Представительства Республики Северная Осетия-Алания при Президенте РФ
Контакты:

Менеджер проекта
Вэб-администратор