Доклад Главы Республики Северная Осетия-Алания Таймураза Мамсурова «О вопросах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания» на заседании Правительства РФ 28 июня 2007 года

02.07.2007 18:52

Уважаемый Михаил Ефимович!

Уважаемые члены Правительства!

В представленном вашему вниманию докладе отражено социально-экономическое положение Республики Северная Осетия–Алания.

Республика развивается и работает в соответствии с целями государства, изложенными в посланиях Президента Российской Федерации, основными программными документами Правительства Российской Федерации.

Республика Северная Осетия-Алания относится к числу небольших по размерам субъектов Российской Федерации. Ее площадь республики составляет 8 тыс. км2, численность населения 702 тыс. человек.

Северная Осетия является одним из самых густонаселенных регионов Российской Федерации. Плотность населения - около 90 человек на 1 кв.км., что более чем десятикратно превышает средний показатель по России. В республике проживают около ста национальностей.

В силу географического положения Республика имеет важное стратегическое значение на Юге России. Северная Осетия расположена в самом центре системы предкавказских и транскавказских транспортных коридоров, что делает ее потенциальным транспортно-распределительным и логистическим узлом международного значения.

Здесь пересекаются транспортные коридоры, ведущие кратчайшим путем из России в Закавказье и на Ближний Восток, а также железнодорожные и автомобильные трассы, соединяющие побережья Каспийского и Черного морей.

Республика занимает второе после Краснодарского края в ЮФО и десятое место в России по инфраструктурной обеспеченности территорий. Речь идет об автодорогах общего пользования с твердым покрытием, железнодорожных путях общего пользования, удельном весе газификации, связи, водоснабжения и электрификации.

У нас разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия – Алания до 2030 года, которая получила положительную оценку Минрегиона России. Реализуется среднесрочная программа развития на 2007-2010 годы. Проводятся административная и бюджетная реформы, продолжается реформа местного самоуправления, реализуются национальные проекты в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, строительства жилья.

В проведенном Минэкономразвития России конкурсе проектов административной реформы победили два проекта республики – «Противодействие коррупции в исполнительных органах власти» и «Разработка и внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций». Это один из лучших показателей в Южном федеральном округе.

Активно реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров. Численность ее участников в два раза превысила квоты, выделяемые республике. Создан региональный кадровый ресурсный центр.

Реформируется система управления республиканскими финансами. Цель этой работы – заложить методические и технологические основы перехода на бюджетирование по результатам, перехода на нормативно-подушевое финансирование образования, формирования современной финансовой системы республики, отвечающей новым требованиям Министерства финансов России.

Результаты последних трех лет закрепили тенденции роста налогового потенциала республики.

Поступления налогов и сборов во все уровни бюджетной системы за это время увеличились в 2 раза. За последние три года уровень дотационности республики без учета субвенций и средств на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы снизился с 56 до 41 процента.

В настоящее время республиканскими финансовыми органами проводится инвентаризация существующей кредиторской задолженности, реструктуризация и погашение сложившегося долга.

Создана необходимая для реформы местного самоуправления нормативно-правовая база. Приняты законодательные акты по наделению государственными полномочиями органов местного самоуправления. Завершено описание границ муниципальных образований, осуществляется разграничение имущества федеральной, республиканской и муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом №131.

Республика активно включилась в реализацию приоритетных национальных проектов. Доля расходов на образование в консолидированном бюджете республики составляет 19,3%. В тесном сотрудничестве с Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию в Республике выполняются все мероприятия национального проекта. К началу учебного года все школы республики будут подключены к сети Интернет. Северная Осетия вошла в число победителей конкурса среди субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

Реализуя приоритетный национальный проект «Здоровье», за прошедший год в республике подготовлены 217 участковых терапевтов, 153 участковых педиатра, 22 врача общей практики, что существенно повысило уровень укомплектованности медицинским персоналом первичного звена. Меры, предпринятые для охраны материнства и детства, позволили снизить материнскую и младенческую смертность. По сравнению с 10-летней давностью младенческая смертность снизилась более чем в 2 раза и составила 9,8 на 1000 родившихся. Для обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью существенно обновляется материальная база здравоохранения. В текущем году по сравнению с 2005 годом объем финансирования здравоохранения вырос на 73,8%. Доля всех расходов на здравоохранение в консолидированном бюджете республики составила 21,3%.

Особые надежды республика связывает с вводом в действие Многопрофильного высокотехнологичного медицинского центра на 270 коек в г. Беслане с поликлиникой на 300 посещений в смену. Центр станет одним из самых современных действующих медицинских учреждений на Северном Кавказе, лидером в применении новых медицинских технологий. Мы уверены, что центр резко стимулирует модернизацию всей системы здравоохранения республики.

Если говорить о реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», то можно отметить выполнение всех основных показателей, определенных республике соглашением с Министерством регионального развития Российской Федерации. Принята республиканская программа «Жилище» на 2006-2010 годы. Рост ввода жилья в прошедшем году составил 132,7%, ипотечных кредитов выдано на 140% от запланированных, объем инвестиций на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры вырос в 2,5 раза.

Активно реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Сдан в эксплуатацию 128-квартирный жилой дом для молодых семей. До конца года будет завершено строительство молодежного коттеджного поселка на 200 семей. Для нас это – большие объемы. Необходимо подчеркнуть, что обеспеченность жильем на одного жителя в республике одна из самых высоких в Российской Федерации – 25,5 кв.м.

Отмечая в целом позитивную динамику в реализации национального проекта и Федеральной целевой программы «Жилище», хотелось бы отметить несколько проблемных вопросов, которые самостоятельно при всем желании республика решить не может.

1. Федеральной миграционной службой официально зарегистрировано около 4,5 тыс. семей очередников на получение жилья из числа беженцев и вынужденных переселенцев. Общее их количество составляет 18 тыс. человек. Это около 10% данной категории граждан в Российской Федерации в целом и 30% - в Южном федеральном округе. И при таком положении по Федеральной целевой программе «Жилище» (подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан») предусмотрено выделение всего лишь по 1 сертификату в год. Данная проблема выходит в политическую плоскость и хотелось бы обратить на нее особое внимание.

2. Другим важнейшим вопросом является завершение строительства объектов коммунальной инфраструктуры (очистные сооружения, канализация) в г. Беслане. Строительство этих объектов было не совсем обоснованно связано с ФЦП «Жилище», и поэтому жестко ставился вопрос о софинансировании со стороны республики. На самом деле, вопрос о строительстве очистных сооружений больше связан со сдачей в эксплуатацию многопрофильного медицинского центра федерального значения на 270 коек, ключевое значение которого для всего Северного Кавказа я только что подчеркнул. Хотелось бы найти понимание и поддержку в решении и этого вопроса.

В сфере агропромышленного комплекса, который относится к традиционным секторам экономики Северной Осетии, мы до последнего времени имели низкую эффективность и очень большое количество проблем, связанных с отсутствием системного внимания к земледелию и животноводству.

В начале текущего года по итогам анализа ситуации, сложившейся в секторе АПК, была принята новая программа развития сельского хозяйства республики. Совместно с Минсельхозом России мы добиваемся изменения сложившихся тенденций. Так, был введен постоянный контроль над целевым использованием земли, в результате чего в текущем году площадь земель, вовлеченных в хозяйственный оборот, увеличилась на 25%. В 2 раза увеличился объем финансирования сельского хозяйства из республиканского бюджета. Сегодня он составляет 2,45% бюджета, что выше общероссийских показателей.

В республике складывается экономически обоснованный баланс в пользу животноводства, что было отмечено на состоявшемся два дня назад совещании, которое провел во Владикавказе министр сельского хозяйства России Гордеев А.В. Закрепляя эти тенденции, в республике реализуются крупные проекты по строительству свиноводческих комплексов на 49 тысяч голов с участием зарубежных фирм-партнеров из Германии и Франции.

За последние 2 года экономика республики динамично развивается. В 2005-2007 годах мы ожидаем рост промышленного производства до 135%, объемов инвестиций – до 182%, реальных денежных доходов населения – до 164%. Темпы роста производства в сфере малого бизнеса уже достигли свыше 150%.

В прошедшем году внешнеторговый оборот Северной Осетии составил 175 млн. долларов. Нашими партнерами являются 54 страны мира. По объему экспорта Осетия лидирует среди республик Северного Кавказа. Основная статья экспорта – продукция цветной металлургии и пищевой промышленности. В структуре импорта большую часть составляет технологическое оборудование. В текущем году сохраняется положительная динамика внешней торговли.

В 2006 году уровень среднемесячной зарплаты превысил величину прожиточного минимума более чем в 2 раза, реальные денежные доходы выросли на 19% (РФ – 12,5%, ЮФО – 17,6%). Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сокращается и сегодня составляет 16,3%. Начиная с 2005 года темпы роста реальных доходов населения стали опережать среднероссийские.

Это не замедлило сказаться и на социально-демографической обстановке. В 2006 году зафиксирован подъем уровня рождаемости, впервые за 10 лет в республике отмечен естественный прирост населения.

Уровень регистрируемой безработицы по данным федеральной статистики за два года снизился с 5,6% до 4% экономически активного населения. В итоге по всему спектру социальных показателей республика сегодня занимает 1-ое место в ЮФО. В республике растет предпринимательская активность – в 2006 году количество зарегистрированных частных предприятий увеличилось на 11%, а численность индивидуальных предпринимателей – на 16%. Темпы экономического развития сохраняются и в текущем году.

Для дальнейшего развития экономики основными задачами, которые нам необходимо решить, являются привлечение инвестиций в экономику республики, выстраивание партнерских отношений с бизнесом, повышение конкурентоспособности, продвижение ее имиджа, развитие частно-государственного партнерства.

У нас сегодня есть серьезные основания для прихода инвесторов. Повторюсь, республика занимает 10 место в России и 2 место в ЮФО по инфраструктурному потенциалу территории.

Так, протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 2,3 тыс. км, их плотность – 286 км на 1000 кв.км территории (4 место среди регионов России после Москвы, Санкт-Петербурга и Калининградской области).

По уровню телефонизации республика занимает первое место в округе. Только в этом году инвестиции в основной капитал возрастут в 1,5 раза. На сегодняшний день заключены соглашения с такими крупными инвесторами как УГМК, «ГидроОГК», «Газпром». В числе крупных проектов, реализующихся на территории республики – строительство цементного завода на 1,5 млн тонн с объемом инвестиций более 6 млрд рублей, строительство газопровода Дзуарикау – Цхинвал стоимостью более 15 млрд рублей. На модернизацию завода цветной металлургии «Электроцинк» планируется направить в ближайшие четыре года 5 млрд рублей. В число акционеров ОАО «Победит», производящего твердосплавные материалы на основе вольфрама и молибдена, вошла компания «Вольфрам». В результате республика станет одним из крупнейших экспортеров цветных металлов в России.

Учитывая, что потребность республики в электроэнергии собственными источниками покрывается всего на 16%, одним из основных направлений привлечения инвестиций является гидроэнергетика. Программа ее развития в республике предусматривает завершение строительства каскада Зарамагских ГЭС (352 МВт) и 17 малых и средних гидроэлектростанций (240 МВт), что позволит полностью обеспечить потребности республики в электроэнергии. Интерес к этим инвестиционным проектам проявляют крупные российские компании и зарубежные инвесторы.

Значительные частные инвестиции направляются в такие отрасли как стекольная, деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов.

В республике создан Комитет по предпринимательству и сопровождению инвестиционных проектов. В текущем году планируется ввести в эксплуатацию здание бизнес-инкубатора.

Природно-климатические условия Северной Осетии благоприятны для развития туризма и курортного дела, создания рекреационных комплексов международного уровня. Для освоения определены восемь рекреационных зон. Первым и самым масштабным проектом в этой отрасли является строительство круглогодичного горно-спортивного комплекса «Мамисон», который по своим характеристикам отвечает самым высоким международным стандартам. Он будет располагать всеми категориями горнолыжных трасс в соответствии с международной классификацией, предоставлять отдыхающим возможность заниматься различными зимними видами спорта. Стоимость проекта составляет более 15 млрд рублей. На сегодня по Мамисону полностью выполнен проект строительства автодороги, осенью будет закончена утверждаемая часть проекта комплекса, включающая объекты инженерной инфраструктуры. Реализация проекта «Мамисон» и других 7 рекреационных зон позволит создать в Северной Осетии высококонкурентный рекреационный кластер.

Стратегическое и исключительно выгодное географическое положение имеет аэропорт «Владикавказ». Однако, его техническое состояние не обеспечивает должного уровня безопасности, приема большегрузных авиалайнеров. В связи с этим существует необходимость в завершении реконструкции взлетно-посадочной полосы, замены светосигнального оборудования. Такое предложение внесено в проект решение, надеюсь на его поддержку.

Северная Осетия в недалеком прошлом была известна как территория с наиболее высоким промышленным потенциалом. Это были крупные предприятия цветной металлургии, а также предприятия электронной промышленности, оборонного сектора экономики. Мы уверены, что хоть какая-то часть предприятий, находящихся в федеральной собственности, может быть модернизирована и войти в число участников федеральных целевых программ «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» и «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы».

Со своей стороны, учитывая ограниченность природных ресурсов и высокий потенциал научных и инженерных кадров, стратегическим направлением развития республики мы считаем перевод экономики на инновационный путь развития. Эта задача достижима, если удастся реализовать научно-технический и образовательный потенциал республики.

Сегодня успешно работает Владикавказский научный центр Российской академии наук, созданный совместно с Правительством республики, а также четыре государственных вуза, ведущие широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований. Идет активный процесс интеграции академической и вузовской науки.

В республике создается нормативно-правовая база инновационной деятельности, совершенствуются механизмы стимулирования научно-технического и инновационного развития. В частности, в республике приняты «Концепция инновационной политики» и «Закон об инновационной деятельности», ведется работа по определению приоритетов научно-технического развития. В целях модернизации всего комплекса нашей экономики и бизнеса, полного реформирования социальной сферы просим поддержать создание на базе Северо-Кавказского горно-металлургического института Инновационного научно-технологического центра, который имеет все возможности стать катализатором инновационно-технологического развития республики.

Республика Северная Осетия-Алания является одним из субъектов, осуществляющих наиболее тесное взаимодействие с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В результате последовательной деятельности ученых и органов исполнительной власти в республике созданы 2 кафедры ЮНЕСКО.

В мае текущего года проведена Международная конференция «Инновационные технологии для устойчивого развития горных территорий», на которой было принято решение о создании во Владикавказе Международного центра устойчивого развития горных территорий под эгидой ЮНЕСКО.

Оценивая социально-экономический потенциал республики, мы, естественно, учитываем природные и климатические особенности региона, характеризующиеся высоким риском природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Совместно с МЧС России республика принимает меры по обеспечению безопасности населения. С МЧС России подписано соглашение сроком на 4 года, в котором на условиях софинансирования предусмотрен комплекс мероприятий по усилению безопасности населения.

У всех в памяти последствия схода ледника «Колка». Много сделано для ликвидации его последствий. Но главное – восстановить транспортное сообщение горной и равнинной частей республики. Эта проблема отражена в пункте 5 проекта Протокольного решения. Прошу поддержать и эту позицию.

Одним из старейших культурных центров России на Северном Кавказе, как известно, является город Владикавказ. Исторический центр города, сформировавшийся в XIX веке как уникальный градостроительный комплекс, представляет значительную архитектурно-художественную ценность. В центре города сосредоточены десятки зданий-памятников архитектуры, в том числе 22 федерального значения, многие из которых используются явно не по назначению и постепенно приходят в упадок. Нам очень важно, уважаемый Михаил Ефимович, сохранить и приумножить культурную традицию Владикавказа.

В этой связи в проект решения внесен еще один важный для республики проект – реконструкция национального музея. Это первое музейное учреждение на Северном Кавказе основано в 1897 году. В хранилищах музея насчитывается около 300 тысяч единиц хранения, в том числе богатейшие коллекции Кобанской бронзы (период II-I тысячелетия до н.э.), скифского золота, предметов этнографии, оружия, являющихся неотъемлемой частью государственного музейного фонда Российской Федерации. Значительная часть фондохранилищ находится в аварийном состоянии, существует реальная опасность утраты музейных предметов, в том числе уникальных исторических ценностей Российского государства, часть которых мы вынуждены хранить в банковских хранилищах. Нами за счет республиканского бюджета при участии ведущих петербургских архитекторов выполнен проект реконструкции музея. Просим членов Правительства РФ поддержать и эту позицию Проекта решения.

Знаковым событием в Республике Северная Осетия-Алания и Южном федеральном округе в целом является строительство во Владикавказе Кавказского музыкально-культурного центра им. В.Гергиева. Именно так, на мой взгляд, это и должно восприниматься. Создание центра даст мощный импульс развитию культуры и искусства на всем Юге России, позволит проводить мероприятия с участием лучших отечественных и зарубежных исполнителей, будет способствовать развитию культурного взаимообмена народов Северного Кавказа. Проект предполагает создание концертного зала с натуральной акустикой на 1200 мест, малого зала на 300 мест, кинозала на 200 мест, библиотек и арт-галерей, музыкальной и художественной школ. По своим масштабам и назначению центр станет уникальным объектом федерального значения. По единодушному мнению специалистов в градостроении реализация этого проекта с участием компании «Фостер и партнеры» буквально преобразит Владикавказ и даст пример гармонии и сочетания старой классической архитектуры и стиля архитектуры, достойной XXI века. Мы не должны упустить этот шанс.

По инициативе ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и Правительства республики планируется строительство современной радиотелевизионной передающей станции. Она обеспечит полное покрытие телерадиосигналом всей территории республики. Прошу поддержать и это предложение, отраженное в проекте решения.

Республика Северная Осетия-Алания по праву считается одной из самых спортивных в Российской Федерации. Особые достижения имеются по основным видам спортивных единоборств. Республика воспитала 23 призера Олимпийских игр, в том числе 10 Олимпийских чемпионов, из которых 3 – двукратные.

В настоящее время кандидатами с олимпийскую сборную России на Пекинскую олимпиаду определены 97 спортсменов из Северной Осетии-Алании, в том числе по вольной и греко-римской борьбе, дзюдо, тяжелой и легкой атлетике, художественной гимнастике, конному спорту и тхэквондо. В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» заявлено строительство Дворца единоборств в г. Владикавказе. Просим Правительство России поддержать данное предложение.

Уважаемый Михаил Ефимович!

Уважаемые члены Правительства РФ!

Мы четко понимаем, что все достигнутое в республике сделано благодаря всемерной поддержке федерального центра. Только за последний год в республике с рабочими визитами побывали 15 руководителей федеральных министерств и ведомств. Каждый из них не оставил без внимания ни одну из проблем, решение которых входит в его компетенцию. Практически ежедневный контакт с Полномочным представителем Президента РФ в нашем федеральном округе и сотрудниками его аппарата позволяет нам выверять свою работу по социально-экономическому развитию республики.

Все это многократно увеличивает нашу собственную ответственность за положение дел, и мы будем стараться делать все от нас зависящее, чтобы Республика Северная Осетия-Алания была достойным субъектом России.

Спасибо за внимание!