Муфтий Али-хаджи Евтеев: «С момента принятия ислама стараюсь рассказать всем, как я к этому пришёл»

24.03.2008 19:00

В начале февраля в Духовном управлении мусульман Северной Осетии (ДУМСО) сменился руководитель. Новым муфтием был избран Али-хаджи (Сергей) Евтеев. Он является первым русским муфтием в России. Родился в Москве, однако с младенчества жил на родине своей матери-осетинки, в Республике Северная Осетия - Алания. В совершенстве владеет русским, осетинским и арабским языками. После принятия ислама обучался в исламском институте Кабардино-Балкарии, Международном исламском университете Аль-Азхар в Египте. В данное время Али-хаджи Евтеев завершает свое образование в Исламском университете города Медина в Саудовской Аравии.

19 марта состоялась рабочая встреча Полномочного представителя РСО-Алания при Президенте РФ Александра Тотоонова и муфтия Северной Осетии Али-хаджи Евтеева. Стороны обсудили перспективы сотрудничества Представительства и Управления мусульман Северной Осетии. После встречи Али-хаджи Евтеев любезно согласился ответить на наши вопросы.

Поздравляем Вас с назначением на столь высокий пост. Когда стало известно о вашем избрании, все СМИ делали акцент на том, что впервые в истории этнически русский стал муфтием Северной Осетии. Как Вы к этому отнеслись?

Я понимаю, почему эта новость воспринята так неоднозначно, ведь у нас на Кавказе привыкли, что именно этнические мусульмане возглавляли духовное правление. Впервые в жизни мне так интенсивно напоминали, о том, что я русский. Я сам об этом давно и не вспоминал, да и люди не знали. Вырос в Северной Осетии, воспитывался по всем традициям, знаком с многими обычаями. Внутри исламской общины меня давно знают. Вот уже восемь лет как я в духовном управлении. Был председателем общины города Беслана, Правобережного района, поэтому у мусульман это не вызвало никакого удивления. Да и в самом исламе говорится о том, что нет разницы кто ты. Все равны.

Извините, если вопрос покажется Вам не слишком корректным, но всё же, не могли бы сказать почему, в конечном счете, Вы выбрали именно ислам?

Почему же? На этот вопрос я отвечу с большим удовольствием. С момента принятия мною ислама стараюсь всем рассказать, как я пришёл к этому. Более того, хочу, чтобы все, кого я знаю, тоже последовали моему примеру. Сложно сказать, когда именно я принял это решение. Во многом на меня повлияла исламская литература. Первым толчком стало общество молодых мусульман, с которыми мне довелось общаться. Ребята были студентами Кабардино-Балкарского исламского университета. По воле Аллаха я попал в их общество. Именно их поведение и отношение явилось началом открытия для себя ислама. Второй момент, который произвёл на меня положительное впечатление, способствующее моему увлечению исламом: я услышал в их разговоре уважительное отношение к Иисусу при упоминании его имени. Будучи человеком, не особенно разбирающимся в религии, это вызвало у меня большое удивление и интерес. Эти два случая и стали определяющими в моих поисках и изучении ислама.

В одном из первых своих интервью Вы говорили о том, что будете способствовать исламскому просвещению в республике. Какими методами это будет осуществляться?

Один из приоритетов - просвещение нашей исламской молодёжи. В исламе знание нашей религии, как обрядовой, так и повседневной части, отношение шариата к нашей жизни, определение границ дозволенного составляет основы религиозного учения. Человек, принявший ислам, будет искать информацию о нём. А наша задача состоит в том, чтобы предоставить ищущему человеку именно ту информацию, источниками которой являются учёные мужи. Это и будет нашей основной работой во имя просвещения.

Планируете ли Вы наладить тесный диалог с представителями местных властей, как-то взаимодействовать с ними?

Мы для себя наметили три приоритета в нашей работе. Об одном из них я уже сказал. Второй приоритет для нас - сотрудничество с Правительством РСО-Алания в вопросах нравственного воспитания населения нашей республики. Мы готовы быть инициаторами многих проектов, направленных на подъем нравственности в обществе. Уже есть некоторые идеи. Думаю, ни для кого не будет открытием, что в последние годы Осетия сделала большой шаг назад в духовном и нравственном плане. Мы совместно с властями попытаемся исправить сложившуюся ситуацию.

А какой же третий приоритет в работе ДУМСО?

Диалог c другими конфессиями. Мы планируем развивать межконфессиональный диалог. Все мы живем в одном "доме", в нашей многонациональной, многоконфессиональной республике. Нужно больше общаться друг с другом.

Нельзя не спросить о Суннитской мечети. Она находится в достаточно плачевном состоянии. Будут ли предприниматься какие-то меры по её реконструкции?

Мечеть является памятником культуры первой категории. В первую очередь ответственность за ее состояние несет Министерство культуры РСО-Алания. Мусульмане же, со своей стороны, готовы помочь. Сейчас уже отреставрирована вся внешняя часть, крыша перекрыта, покрашена. С приходом тепла возобновятся работы по восстановлению внутренней части храма.

Сколько всего исламских храмов в Осетии?

По Осетии официально зафиксировано 22 мусульманские общины. Однако точную информацию, сколько именно существует храмов, я пока не могу предоставить. Ведь на своём посту я всего лишь второй месяц и ещё не успел посетить все общины.

В Москве проживает достаточно большое количество осетин, да и в других регионах России существует немало осетинских общин. Планируете ли Вы сотрудничество с ними?

Да, конечно. Сегодня, например, реализовали первую часть плана - начали общение с руководством Представительства РСО-Алания при Президенте РФ. Постараемся быть в контакте со всеми осетинскими общинами, которые существуют в России.

Мы, в свою очередь, ещё раз поздравляем Вас с назначением, желаем удачи и успехов в Вашей работе. Надеемся, что все, что Вы задумали, в скором времени будет осуществлено.