Развитие малого бизнеса в Республике Северная Осетия-Алания
10.04.2008 20:29
Отдел финансово-экономического развития и сопровождения национальных проектов Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ подготовил информационную записку о состоянии малого бизнеса в Республике Северная Осетия - Алания. По состоянию на 1 января 2008 года в Республике Северная Осетия-Алания действуют 2038 малых предприятий, 17226 индивидуальных предпринимателей. На 1000 жителей в республике приходится 3 предпринимательские структуры и 27 с учетом индивидуальных предпринимателей. Общее число учтенных в регистре Росстата хозяйствующих субъектов (с учетом предприятий, организаций, их филиалов и обособленных подразделений) составляет 30185 единиц, из них 63,8% субъекты малого предпринимательства, (включая индивидуальных предпринимателей). Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях 9826 чел. (104,1% к соответствующему показателю 2006 г). Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства от общего числа работающих на предприятиях республики составляет 18,5 %. Оборот организаций, включающих стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг в 2007г. составил: по малым предприятиям – 7,3 млрд. руб.; по индивидуальным предпринимателям – 2,8 млрд. руб. Ведущее место в отраслевой структуре малого предпринимательства заняли обрабатывающие производства (47,4 %), строительство (11,4 %), оптовая и розничная торговля (29,7 %), операции с недвижимостью (6,2 %). Средний оборот одного малого предприятия республики составил 3,6 млн. руб. Это – 7 позиция среди субъектов Южного федерального округа. Удельный вес товаров, работ и услуг малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВРП в 2006 г. составил 13,0%. Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства республики в бюджеты всех уровней по данным налоговых служб составили за отчетный период 1,017 млрд. руб., что составляет к соответствующему периоду прошлого года – 104,3%. Удельный вес налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых доходов составил 18%. На 1 января 2008 года средняя заработная плата работников на малых предприятиях (без внешних совместителей) составляет 5377 руб., что выше показателя 2006 г. на 27,1%. По уровню средней заработной платы одного работника на малых предприятиях Республика Северная Осетия-Алания занимает шестое место среди субъектов Южного федерального округа. В 2007 году Правительством Республики Северная Осетия-Алания совместно с Консультативной службой Всемирного банка FIAS проведены исследования по выявлению факторов, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности в республике, подготовлены рекомендации по их устранению и определены приоритеты привлечения инвестиционных ресурсов. К реализации проекта было привлечено 596 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представители 34 федеральных и республиканских органов исполнительной власти, 9 органов местного самоуправления республики. В ходе исследования 17 основных административных процедур, которые проходит предприниматель при организации и развитии своей деятельности, выявлено, что наиболее проблематичными в республике являются получение земельного участка под строительство (175 дней); перевод помещения (здания) из жилого фонда в нежилой (111 дней); согласование предпроектной и проектной документации на строительство, получение разрешения на строительство объекта (82 дня); получение земельных участков в собственность собственниками расположенных на них зданий (97 дней); ставка процента за пользование и доступ к кредитным ресурсам; лицензирование строительной деятельности и проектирования; коррупция; оформление экспортно-импортных операций. К факторам, сдерживающим развитие предпринимательской деятельности в отраслях экономики, отнесены: неразвитость рынка финансовых услуг и отсутствие системы венчурного финансирования; монополизация рынков; коррупция. В целях совершенствования налоговой политики для дальнейшего стимулирования и развития малого и среднего предпринимательства необходимо освобождение от налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства на начальном периоде реализации инвестиционных и инновационных проектов в производственной сфере, а также изменение системы начисления единого социального налога в целях легализации теневых выплат заработной платы в сфере предпринимательства.