Празднование Дня Хетага в Москве
13.07.2008 17:26
С 1994 года День Хетага отмечается как республиканский общенародный праздник.
Ежегодно во второе воскресенье июля в Северной Осетии отмечается День Хетага – праздник с многовековой историей. Уже много лет он празднуется и в Москве.
Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на берегу реки Большой Зеленчук. Приняв православие, он бежал от преследования своих братьев Асланбека и Биаслана. По народному преданию небольшая роща, в ответ на мольбу Хетага о спасении от настигающих врагов, отделилась от леса и надежно укрыла его.
На протяжении многих веков роща Хетага почитается как святое место, куда во второе воскресенье июля со всех уголков Северной Осетии съезжаются люди. Считается, что молитвы, произнесенные здесь, наполняются особой силой, а Хетаг покровительствует всем, кто к нему обращается – даже совершившие преступления могут молиться в роще.
В то же время, как отмечают исследователи, это всегда было особо оберегаемое место, с которым осетинский народ связывал понятие верности духу единения, клятве побратимства и мужской чести.
В начале 90-х годов прошлого века в целях ухода за этим уникальным историческим и природным местом в Северной Осетии был создан Совет священной рощи Хетага, открыт благотворительный фонд.
Большинство жителей многонациональной республики уже давно воспринимают День Хетага как свой родной праздник. Так было даже в те годы, когда это не приветствовалось и не поддерживалось официальными властями.
* * *
Роща Хетага расположена в Алагирском районе Северной Осетии и представляет собой островной реликтовый лес практически идеально круглой формы, площадью около 13 га.
Как подчеркивает доктор исторических наук, профессор Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Руслан Бзаров, «Хетаг не был святым человеком. Он был вполне конкретной смертной личностью, предком большого рода, откуда произошел и Коста Хетагуров. А роща, названная именем Хетага, – природный храм Уастырджи. Роща как раз имеет природу святости».
С ней исторически было связано много традиций и запретов. Часть из них действует по сей день, какая-то часть со временем ушла в прошлое либо в чем-то изменилась. Из Рощи, например, ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины села допускались в Рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении от болезней и т. п.
До Великой Отечественной войны в Рощу нельзя было входить женщинам. Однако в годы войны женщины стали приходить сюда, чтобы молиться за воюющих мужчин. С тех пор запрет на их участие в молитвенных пиршествах в роще Хетага был естественным образом снят.
Традиционные осетинские пироги, которые приносятся в Рощу для освящения, должны быть теплыми. Считается, что во время приготовления пироги впитывают добрые намерения хозяйки дома, и в теплых пирогах эти намерения сохраняются.
Роща Хетага не имеет государственного статуса, но и в наши дни остается общенациональной святыней.
Московская осетинская община уже много лет организует празднование Дня Хетага и в Москве.