Выставка скульптуры Лазаря Гадаева

08.09.2008 23:41

К 70-летию одного из интереснейших российских скульпторов, выдающегося представителя московской школы пластики приурочена первая в стенах Третьяковской галереи персональная выставка Лазаря Гадаева. Открытие вернисажа состоялось 5 сентября 2008 года в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской Галереи.

Лазарь Тазеевич Гадаев принадлежит к поколению художников, заявивших о себе в 1970-е годы. Однако и в кругу этих ярких индивидуальностей его творчество стоит особняком. Истоки его самобытного искусства - в традициях народной пластики Осетии, где родился скульптор, в мифологии и поэзии древней аланской культуры. Сегодня можно утверждать, что Гадаев – абсолютно современный скульптор европейского уровня с особым пластическим мышлением, уверенно продолжающий линию классического модернизма.

Своеобразное гадаевское видение мира органично соединилось с принципами московской школы скульптуры ХХ века. После обучения на художественно-графическом факультете Северо-Осетинского педагогического училища Лазарь Гадаев в 1966 году окончил Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, где учился на факультете скульптуры. В год окончания института был принят в Союз художников СССР и начал активно выставляться.

В Третьяковской галерее собрана большая монографическая коллекция Л.Гадаева. Произведения его хранятся также в Музее Востока, Московском музее современного искусства, Русском музее и музее П.Людвига (Германия), в музеях городов России и стран СНГ. Работы скульптора можно найти во множестве частных коллекций в России и за рубежом.

Несомненно, для каждого художника выставка в Третьяковке – это признание его заслуг. XX век закончился, и сейчас время подводить какие-то итоги, заново попытаться осмыслить многие процессы и явления. Творчество Гадаева непременно займет достойное место в новой истории искусства, уверены организаторы вернисажа, ибо его работы – значимое явление в скульптуре конца XX – начала XXI века.

На церемонии открытия выставки присутствовал Полномочный представитель РСО-Алания при Президенте РФ Александр Тотоонов. «В последнее время в информационном пространстве доминировали новости о трагических событиях в Южной Осетии. И для нас очень важно, что в череде информационных поводов появилось такое знаменательное событие, как выставка нашего земляка – Лазаря Тазеевича Гадаева. - сказал А.Тотоонов – Эта выставка – дань многогранному таланту скульптора. К сожалению, болезнь помешала Лазарю Тазеевичу присутствовать на таком знаменательном событии лично. Надеюсь, энергетика организаторов и гостей выставки поможет ему поскорее выздороветь, и все мы еще долго будем наслаждаться творчеством Лазаря Гадаева».

Скульптор Юрий Чернов рассказал, что еще во времена СССР в Москве должна была пройти выставка искусства 16 автономных республик РСФСР. «Мне было поручено делать экспозицию скульптуры. 16 республик, 16 залов. Кто-то представил 5 работ, кто-то – 6, кто-то – 30. Но самой проблемной для меня была экспозиция Северной Осетии. Там было 70 скульптур – каменные, бронзовые, деревянные. Скульптура – нечто генетическое для осетинского народа, наиболее подходящее средство для выражения души осетина» - поделился воспоминаниями Ю.Чернов.

Гадаеву выпала миссия ввести в мировое художественное пространство очень самобытную культуру красивого, гордого и талантливого осетинского народа, частицей которого он всегда себя ощущал. Но Лазарь Гадаев – не просто художник, следующий в своем творчестве осетинским национальным традициям. В его скульптуре всегда чувствуется преодоление, прежде всего – преодоление самого себя.

Гадаев рано выработал собственный творческий почерк, которому не изменяет при всем многообразии сюжетов. В центре гадаевского мироздания – человек и мир его чувств: любовь, горе, гнев, сострадание… Художник тонко передает сложную гамму переживаний своих персонажей, зачастую ведущих между собой безмолвный диалог. Скупая, немногословная, лишенная внешней эффектности, но полная внутренней динамики манера скульптора отражает цельность его натуры, отвергающей компромиссы. Л.Гадаев великолепно владеет методами обработки различных материалов - камня, дерева, керамики, бронзы. Лепке мастера присуща острая фактурность и экспрессивная «шероховатость», но без подробной деталировки и мелочного натурализма.

После первых выставок с его участием, в 1970-е годы, Л.Гадаев получил известность как мастер «малой пластики». Правда, даже в камерных работах он обнаруживает дар монументалиста. По его собственному признанию, работать с крупными формами в начале профессиональной карьеры ему не позволяла лишь теснота мастерской.

Скульптору удалось реализовать ряд монументальных замыслов: его композиции установлены в парках Еревана, Сеула, Владикавказа, Хоерсверде (Германия); во Владикавказе по его проекту сооружен памятник поэту Георгию Малиеву, в Майкопе – писателю Темботу Керашеву, в Воронеже – монумент Осипу Мандельштаму.

Шедевром стал небольшой, но очень выразительный, далекий от стереотипа памятник Александру Пушкину в Москве, установленный в 1999 году по инициативе редакции журнала «Наше наследие» в Неопалимовском переулке.

Известный мультипликатор Юрий Норштейн отметил, что «пластика творений Лазаря Гадаева абсолютно живописна. А творчество его – настоящее, выходящее за пределы материала, вне зависимости от того, камень это или бронза. Скульптуры Лазаря Гадаева надо смотреть пальцами, будто слепой. Осязаемость пластики Гадаева – это еще и живопись».


Юрий Норштейн

Выставка-ретроспекция в Третьяковской Галерее охватывает все этапы творчества мастера, начиная с конца 1960-х и вплоть до сегодняшнего дня. В целом представлено около 40 произведений пластики, выполненных в бронзе, дереве и шамоте.

 

 



Экспозиция открыта до 28 сентября 2008 года.