В Москве покажут «Черную бурку»

22.11.2010 08:00

22 ноября 2010 года в 19:00 в Государственном Академическом Малом театре России состоится юбилейный вечер, посвященный 100-летию народного артиста СССР Владимира Тхапсаева и 75-летию Северо-Осетинского государственного академического театра, который носит имя этого великого актера.

На основной сцене прославленного Малого театра северо-осетинские артисты представят столичному зрителю спектакль «Черная бурка» («Сау нымæт»).

Гастроли стали возможны благодаря совместным усилиям Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ и Министерства культуры республики.

Философскую пьесу-притчу Георгия Хугаева в постановке Северо-Осетинского театра в Москве увидят впервые.

Юбилейным датам посвящена и выставка в фойе Малого театра. Основу экспозиции составили материалы из фондов Музея театрального искусства РСО-Алания.

*        *        *

Владимир Васильевич Тхапсаев (1910–1981).

Народный артист СССР, выдающийся советский осетинский актер театра и кино.

Родился в северо-осетинском городе Ардоне.

Двенадцатилетний сирота Володя Тхапсаев, и не ведавший тогда, что ему уготована высокая судьба стать корифеем и легендой осетинского театрального искусства, «заболел» театром после того, как увидел однажды на любительской сельской сцене постановку пьесы Елбыздыко Бритаева «Две сестры».

Чернорабочий, шахтер Садонских рудников, строитель Гизельдонской ГЭС, студент Краснодарского дорожно-строительного техникума – все это вехи биографии молодого Владимира Тхапсаева.

Он играл в любительских спектаклях, а когда в 1930 году уехал по комсомольской путевке на Сахалин, то организовал там из числа таких же увлеченных театром молодых земляков осетинский драмкружок.

Вернувшись домой, в Северную Осетию, стал одним из активистов действовавшего тогда в республике молодежного агитационного Театра малых форм – легендарного Темафа. С 1933 года учился в студии при Русском театре в г. Орджоникидзе.

И, наконец, в 1935 году Владимира Тхапсаева условно зачисляют во вспомогательный состав труппы открывшегося во Владикавказе Осетинского театра, куда он был принят одновременно еще и рабочим сцены.

Роль Бартолена в старинном французском фарсе «Адвокат Патлен» стала первой: ее застенчивый ардонский парнишка получил, в общем-то, случайно: срочно потребовалось кем-то заменить заболевшего исполнителя. Так, вместе с этим дебютом-экспромтом, к нему пришел и первый успех… А потом были еще десятки и сотни ролей – драматических, трагедийных, комедийных. Ролей, сыгранных в пьесах национальных осетинских авторов, классиков русской и советской драматургии, титанов драматургии мировой.

Среди лучших работ Тхапсаева: Сармат ("Сармат и его сыновья"), Дзамболат («Чёрный туман»), Городничий («Ревизор»), Егор Булычев («Егор Булычев и другие»), генерал Муравьев («Победители») и, конечно же, Отелло, Король Лир и Макбет.

Владимир Тхапсаев был признан одним из лучших отечественных исполнителей роли Отелло. Этот спектакль стал первой шекспировской постановкой Северо-Осетинского театра и шел на его сцене почти 40 лет. Семь Дездемон выходило на осетинскую сцену, четыре Яго, не говоря уже об исполнителях других ролей. Неизменным оставался Отелло – Владимир Тхапсаев. С большим успехом Тхапсаев исполнил эту роль в Театре им. Моссовета по приглашению знаменитого режиссера Ю. Завадского, а также в других театрах Советского Союза и зарубежья.

Из воспоминаний дочери В. Тхапсаева, народной артистки РСО-Алания Заиры Тхапсаевой: «На сцене отец не играл – жил. Отдавал ей всего себя, без остатка. Мне выпало счастье быть его партнершей не в одном спектакле, но о двух наших с ним совместных работах я сегодня вспоминаю с особым чувством – это «Отелло», где я играла Эмилию, и «Ревизор», где папе досталась роль Городничего, а мне – супруги Городничего, Анны Андреевны. Как отец вел роль, какой от него во время спектакля исходил потрясающий магнетизм – этого не передать словами… В «Отелло» мне, помню, даже делалось страшно, когда он, по ходу действия, впивался глазами мне в глаза – это был настоящий взгляд венецианского мавра, полностью подчинявший себе чужую волю…».

Слава об Отелло Владимира Тхапсаева перешагнула пределы страны. Британский Шекспировский мемориальный театр настойчиво приглашал его на гастроли. Отчего поездка так и не состоялась, неизвестно. В 1955 году Сергей Юткевич, готовясь к съемкам фильма, пригласил на пробы вместе с С.Бондарчуком и Тхапсаева, но тот отказался.

Владимир Тхапсаев – обладатель Республиканской премии им. К. Хетагурова (1965), Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1968). Награжден орденом Ленина и многими медалями.

Сегодня его имя носит Северо-Осетинский государственный академический театр, которому он посвятил всю свою жизнь.

*       *       *

Северо-Осетинский государственный драматический театр был открыт 10 ноября 1935 года.

Основу труппы составили выпускники первой осетинской студии при ГИТИСе им. А. Луначарского.

Воспитанники выдающихся актеров, режиссеров и педагогов мхатовской школы фактически заложили фундамент национального осетинского театра. Подготовленные ими дипломные спектакли «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Лгун» К. Гольдони, французский фарс «Адвокат Патлен» были с восторгом приняты в республике.

Национальный театр стал частью осетинского, а затем и северо-кавказского культурного пространства. Этому способствовал яркий и самобытный талант его первых актеров – Соломона Таутиева, Серафимы Икаевой, Петра Цирихова, Маирбека Цаликова, Владимира Баллаева и многих других.

Имена этих признанных мастеров сцены, наделенных высокими званиями народных и заслуженных артистов России и РСО-Алания, по праву входят в сокровищницу национальной сценической культуры Осетии. Много лет на сцене национального театра творила и первая осетинка-режиссер, народная артистка РФ З. Бритаева, осуществившая на сцене национального театра постановки «Отелло» и «Тартюфа».

В репертуаре Северо-Осетинского академического драматического театра на протяжении многих лет значились произведения мирового классического наследия.

В разные периоды его афишу украшали произведения Пушкина, Лермонтова, Островского, Горького, Гоголя, Еврипида, Софокла, Гольдони, Мольера, Шиллера, Лорки, Лопе де Вега, Бомарше. Но особое место всегда принадлежало великому Шекспиру. На сцене театра ставились «Отелло», «Король Лир», «Гамлет», «Макбет», «Кориолан», «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Виндзорские проказницы». Трудно найти еще один театр в стране, который так систематически и успешно работал бы над произведениями Шекспира.

С именем английского драматурга тесно связано и имя народного артиста СССР Владимира Тхапсаева, три шекспировские роли которого – Отелло, Король Лир и Макбет – стали явлением не только сценического искусства Осетии, но и российского и мирового театрального пространства.

Характерной чертой национального театра Осетии является удивительное сочетание реалистических мхатовских, вахтанговских традиций с самобытностью осетинского театра. Этому во многом способствовало то, что творческий состав театра неоднократно пополнялся выпускниками национальных студий, подготовленных в Москве в Театральном училище им. Б. Щукина (ныне – Театральном институте) и в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского.

Сегодня Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. Тхапсаева во главе с художественным руководителем Казбеком Губиевым стремится отражать в своих спектаклях реалии времени, сложный многогранный современный мир. Он формирует свой репертуар из лучших произведений национальной и мировой классики.

Как и все 75 лет своей творческой биографии, театр сегодня полон желания творить, создавать и дарить людям радость общения с прекрасным.

*        *        *

Георгий Доментьевич Хугаев (1922–2005).

Родился в селении Ногир Республики Северная Осетия-Алания.

В 1939 году поступил в Северо-Осетинское театральное училище. В 1942 году стал актером Северо-Осетинского драматического театра.

Окончив в 1952 году режиссерское отделение ГИТИСа им. А.В. Луначарского, Георгий Хугаев возвращается в родной театр уже в качестве режиссера. Долгие годы он был художественным руководителем Северо-Осетинского академического драматического театра им. В. Тхапсаева.

Творчество Георгия Хугаева не ограничивалось режиссурой. Ей неизменно сопутствовала литературная деятельность. Так, стихотворение «Два письма», в переложении на музыку, приобрело широкую популярность и вошло в антологию осетинского народного творчества.

Георгий Хугаев известен и как переводчик более 30 классических и современных пьес. Благодаря Хугаеву на осетинском языке «заговорили» Еврипид, Шекспир, Бомарше, Ибсен, Гоголь, Островский, Л. Толстой, Чехов, Горький и многие другие авторы.

В качестве драматурга Хугаев заявил о себе в 1957 году комедией «Песня Софьи», написанной совместно с Р. Хубецовой. Эта пьеса была поставлена на сцене осетинского театра.

Георгий Хугаев является автором нескольких комедий, получивших всесоюзную известность и ставших репертуарными лидерами. К примеру, водевили «Муж моей жены» и «Моя теща» выдержали более 100 премьер на сценах различных театров страны.

Не менее популярны и его так называемые «грустные» комедии «Андро и Сандро», «Квартет для души», где преобладает лирическая интонация, а характер конфликта и взаимоотношения образов приближаются к драме.

Впоследствии Георгий Хугаев расширяет сферу своих драматургических интересов и пристрастий. Появляются драма «Счастье, где ты?», народно-героическая драма «Честь отцов», сатирическая комедия «Заплатки», водевиль в старинном стиле «Чепена», трагедия «Богатый дом», романтическая драма «Названные братья».

В летопись театра золотыми буквами вписан и спектакль «Тимон Афинский», поставленный Георгием Хугаевым по пьесе У. Шекспира. В 1984 году эта постановка была удостоена Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского. Г. Хугаев – лауреат премии «Золотая Маска» 2004 года.

Хугаеву принадлежит идея создания и проведения во Владикавказе крупнейшего на Северном Кавказе театрального фестиваля «Сцена без границ».

Вершиной творчества Хугаева-драматурга стала пьеса-притча «Черная бурка», которую артисты Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева представляют 22 ноября 2010 года на сцене Государственного Академического Малого театра России.

В этой пьесе автор обратился к эзоповской иносказательной манере, соединяя ее с национальными поэтическими традициями, условно-театральной сказочной игрой. Георгий Хугаев обобщил в драматическом противостоянии различные системы жизненных ценностей, подтвердив праведность одних и неправедность других яркими эмоциональными образами, их борьбой, доходящей в своей кульминационной точке до трагедийных высот.

 

Пресс-служба Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ

Дополнительная информация:

Ирбек Доев,
Вероника Загиева
(495) 916-21-47
(495) 916-19-64