Первые "Ласточки" Ханты-Мансийска

02.03.2007 15:28

В среду в Ханты-Мансийске 5-й Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня" завершился победой фильма из Осетии "Ласточки прилетели" Аслана Галазова. Второго приза удостоена снятая в Бразилии картина "Сны о рыбе" Кирилла Михановского. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

На открытии фестиваля дух огня поддерживал председатель жюри Лео Каракс с сигаретой на сцене. Героем закрытия стал другой член жюри – Даниэль Ольбрыхский, который получил почетный приз за вклад в киноискусство и заодно отметил в Сибири свой день рождения. Президент фестиваля Сергей Соловьев представил любимца кинозрителей бывшего СССР как "воплощение образа польского народа – мужественного и гордого", в честь гостя сыграли полонез Огинского. Выйдя на сцену, актер прослезился и пригласил на танец свою коллегу по жюри и бывшую партнершу по съемочной площадке Бюль Ожье. Четыре года назад, когда "Дух огня" только разгорался, публики, способной воспринимать и испытывать такие эмоции, почти не было, и потому фестиваль выглядел как гастролер из Москвы. Сейчас в Ханты-Мансийске сформировалась киноманская среда, и на просмотрах наблюдался аншлаг. Вручая главный приз "Золотая тайга" режиссеру картины "Ласточки прилетели", Лео Каракс сказал: "Это рискованный и смелый фильм. Редко когда после удачного дебюта режиссер идет вверх, а не вниз, но надеюсь, что это будет как раз случай Аслана". Осетин Аслан Галазов – новое перспективное имя, а "Ласточки", чья мировая премьера состоялась в Ханты-Мансийске,– редкий образец "реального кино" в России.

Владикавказ, увиденный глазами бедного, как церковная мышь, учителя-наркомана, открывается как город жестокий, опасный и в то же время заряженный энергией и очень кинематографичный. Актеры-непрофессионалы работают так, как будто бы имеют не только профессиональный, но и изрядный наркоманский опыт, при этом фильм весьма далек от примитивной чернухи. Привлекает и география этого проекта: ведь со времен триумфов грузинского кино Кавказ почти никак не представлен на кинематографической карте.

Другой киногеничный регион открыл Кирилл Михановский в "Снах о рыбе" – поэтической хронике жизни бразильской рыбацкой деревушки, где молодежь промышляет нелегальной подводной охотой за крабами. И это тоже – хотя и более экзотический, образец "аутентичного кино", и тоже открытие нового режиссера, россиянина по происхождению, космополита по судьбе. Перед жюри стояла непростая задача, поскольку в конкурсе участвовал немецкий фильм "Жизнь других", и как раз перед распределением наград стало известно о его победе на "Оскаре". Отдать этой сказке из жизни Штази и гэдээровских диссидентов главный приз означало подчиниться оскаровским критериям, отдать второй или третий было бы смешно. Поэтому "Жизни других" ничего не досталось, а спецприз жюри присудило тоже титулованной (наградой Дино де Лаурентиса в Венеции) картине "Хадак", снятой в монгольской пустыне бельгийцем Петером Бросенсом и американкой Джессикой Вудворт.

Интересно, что создатели как "Снов о рыбе", так и "Хадака" ссылаются на влияние Вернера Херцога. Приз присужден "Хадаку" с формулировкой "за соединение духа огня и огня духа". Похожую формулу изобрели кинокритики, наградившие "Эйфорию" Ивана Вырыпаева за сочетание "микрокосма с макрокосмом". "Бронзовая тайга" досталась казаху Жанабеку Жетиурову за "Записки путевого обходчика": все красивые формулировки подошли бы и к этой черно-белой ленте, где взвешиваются на весах традиционная интуиция, идущая от природных основ, и диктат технического прогресса.

В неофициальном конкурсе российских дебютов присуждались только приз публики (он достался "Жаре" Резо Гигинеишвили) и актерские награды. Лауреатами стали Андрей Анкудинов ("Просто повезло!") и Екатерина Вилкова ("Нас не догонишь"). Помимо огромных роскошных ваз, составляющей каждой награды оказались необъятных размеров телевизоры. Их пришлось загрузить в самолет, а потом не без приключений везти через всю Москву. Что напомнило "Сны о рыбе", где юный герой вырубает дверь хибары своей возлюбленной, чтобы установить чудо прогресса, позволяющее (вместо надоевшего океана) практически в полный рост лицезреть героев популярных сериалов.

Газета "Коммерсант"