Московский Пасхальный фестиваль собирает огромное количество слушателей
23.04.2007 13:55
Валерий Гергиев, безграничная энергия которого фактически спасла Мариинский Театр в Санкт-Петербурге в постсоветскую эпоху, отличился и в связи с ещё одним очень важным для всех российских людей событием — Пасхой. Вот уже шестой год, как он является движущей силой Московского Пасхального фестиваля, музыкальной феерии, которую он создал в 2002 году при поддержке московских властей, чтобы отметить самый важный праздник в календаре любого православного человека. В этом году фестиваль открылся 8 апреля, в первый день Пасхи, и продлится до 9 мая, когда будет проходить празднование Дня Победы во Второй Мировой войне. В этот день по традиции Мариинский Оркестр даст концерт на Поклонной Горе у военного мемориала Москвы. Новым дополнением к Пасхальной фестивальной программе, станет исполнение Мариинским Балетом таких шедевров, как «Лебединой озеро», «Дон Кихот» и балеты Джорджа Баланчина, включая «Серенаду» 2-6 мая в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. 8 мая Мариинская Опера представит новую постановку Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Кроме симфонических произведений Стравинского, колокольный звон и хоровые программы, которые проходят в течение всего фестиваля, придают ему отчетливо религиозный характер. Российское пасхальное приветствие «Христос Воскрес!», за которое в советские времена можно было попасть в тюрьму, звучит во всех церквях Москвы. Духовная музыка звучит также и в самых крупных концертных залах: Большой Зал Московской Консерватории и Концертного зал имени Чайковского Маяковской площади. Вообще Пасхальный фестиваль является общенациональным, 120 концертов проходят почти в двух дюжинах городов. «Музыка освобождает, очищает, возвышает, и это — мое религиозное убеждение», — сказал Гергиев на пресс-конференции в Нижнем Новгороде в начале Волжского тура 9 апреля. Московский слушатель выразил подобные чувства после концерта 14 апреля в Большом Зале Московской Консерватории. «На Фестивале царит особенная атмосфера», говорит Лариса Найтушина, 42 года. «Музыка играется не просто механически, но касается глубин души. Это вдохновляет и заставляет каждого думать о том, как изменить жизнь, как изменить себя». «Главное достижение Валерия Гергиева — то, что он везде», написала Екатерина Бирюкова в своей рецензии для одного российского журнала. «Он работает сразу над столькими вещами! И теперь он проводит Пасхальный Фестиваль в Москве». Один критик отметил, что Московский Пасхальный Фестиваль превзошел европейские копии, на которые равнялись изначально. Зальцбургские и Венские фестивали длятся самое большее неделю или две и сосредоточены лишь на одном месте действия. Критики также отметили, что Московские оркестры не участвуют в этом году на фестивале, который теперь имеет главное федеральное финансирование, в дополнение к давнишней духовной и тыловой поддержке Церкви. В то время как билеты на концерты в Консерватории и Зале Чайковского достаточно дороги, в среднем 40 долларов за достаточно посредственные места, уровень субсидирования позволил провести и бесплатные концерты, многие из которых стали поистине прекрасными мгновениями Фестиваля. Во время одночасового концерта колокольного звона в Храме Христа Спаситель, который был восстановлен в 1990-ых, на глаза 79-летней Нины Гольцовой наворачивались слёзы. «Это — радость для души», — сказала она. Москва очень тепло принимала ансамбли из Грузии и Украины, прежние советские республики, с которыми Россия имеет напряженные отношения, а также коллективы с Северного Кавказа. «Это очень хорошо, что Церковь — выше любых политических трудностей», — сказал настоятель храма Космы и Дамиана. Агунда Кокойты, руководитель «Алании», хора из Северной Осетии, была поражена приемом в храме святого Мартина Исповедника. «Когда они сидели и слушали нас, мне казалось, что наши сердца бьются в унисон», - сказала Кокойты после концерта, когда слушатели подошли к ней за автографом.