На главную  Контакты  Карта сайта    
События
РСО-Алания
Национальные символы и атрибуты 
Приоритеты (стратегии, цели, программы) 
Связи Республики 
История 
Экономика 
Культура 
Спорт 
Наука и образование 
Южная Осетия
Глава представительства
Сведения о доходах за 2009 год
История представительства
Осетинская община
Фотогалерея
Беслан
Инвестиционные проекты Республики Северная Осетия-Алания
К 65-летию Великой Победы
Ссылки
Контакты

Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году

Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году разработана Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения на основании Закона Российской Федерации от 19.04.1991 год № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 года № 1089 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Срок реализации Программы - 2009 год.

Цель Программы - принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе.

Задачи Программы:

  1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
  2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
  3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения.

Основные мероприятия Программы:

  1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
  2. Организация общественных работ в организациях республики и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения.
  3. Стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений.
  4. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Общий объем финансирования Программы в 2009 году – 203105,91 тыс. руб., в том числе: субсидия федерального бюджета – 103105,91 тыс. руб.; средства республиканского бюджета - 100000,0 тыс. руб.

Реализация Программы призвана сдержать регистрируемую безработицу (от численности экономически активного населения) на уровне не выше 4,7% к концу 2009 года.

Показатели результативности Программы:

  1. Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) 1353 работниками организаций, находящихся под риском увольнения.
  2. Создание не менее 1451 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 1945 работников, находящихся под риском увольнения.
  3. Стажировки в целях приобретения опыта работы 2000 безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений и незанятых граждан.
  4. Создание не менее 2200 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Являясь одной из самых маленьких по территории республикой Российской Федерации, Северная Осетия-Алания – самая густонаселенная. Плотность населения - 87,8 чел. на 1 кв. км, что более чем в 10 раз больше средней плотности в России – 8,3 чел.

Республика относится к трудоизбыточным регионам Российской Федерации. Расчетная численность постоянного населения республики на 1 ноября 2008 года составила 702,3 тыс. чел., из них 60,8% (426,9 тыс. чел.) составляют лица трудоспособного возраста.

Общая численность безработных по материалам обследования населения по проблемам занятости за период ноябрь 2007 года – август 2008 года составила 37,7 тыс. чел. Уровень общей безработицы - 11,0%.

Как и ранее, численность выбывающих с предприятий и организаций превышает численность принятых. Выбыло с предприятий и организаций 17,3 тыс. чел., принято 14,8 тыс. чел. Замещение выбывших работников принятыми составило 85,5%.

За январь-сентябрь 2008 года численность работников, занятых неполное рабочее время по инициативе администрации, составила 0,7 тыс. чел., или 0,5% от их среднесписочной численности, а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации составила 2,4 тыс. чел., или 1,9% их среднесписочной численности. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на обрабатывающих производствах. На них приходится 85,3% работающих в режиме неполного рабочего времени и 81,8% находящихся в отпусках по инициативе администрации.

Начиная с IV квартала 2008 года на рынке труда Республики Северная Осетия–Алания наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности, связанные с мировым финансовым кризисом.

Увеличилась задолженность по заработной плате: по состоянию на 1 декабря 2008 года она составила 36181 тыс. руб. (на 01.10.2008 г. – 7340 тыс. руб.). Основная часть задолженности по заработной плате приходится на обрабатывающие производства (16722 тыс. руб.), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (11687 тыс. руб.), здравоохранение и предоставление социальных услуг (3271 тыс. руб.), транспорт (2148 тыс. руб.), добыча полезных ископаемых (1479 тыс. руб.). Все это отразилось на регистрируемом рынке труда.

С начала года признаны безработными 22325 чел., из них только за декабрь 2008 года получили статус безработного 2647 чел., что превысило численность лиц, получивших статус безработного в октябре, в 1,3 раза, в ноябре - в 1,1 раза.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения за октябрь-декабрь 2008 года, увеличилась на 22,3% (2,0 тыс. чел.) и составила 10969 чел. против 8971 чел. в сентябре.

Сокращение численности работающих в организациях и на предприятиях республики повлекло за собой снижение количества вакантных рабочих мест, «сужение» вариантов занятости.

В сложной ситуации оказалось крупнейшее предприятие региона - ОАО «Электроцинк», администрация которого по объективным причинам вынуждена сократить численность коллектива. По данным, поступившим в органы службы занятости, количество сотрудников, предполагаемых к сокращению в конце 2008 и в начале 2009 года составляет 528 чел.

Намечается сокращение значительной численности штата работников на предприятиях, связанных подрядными обязательствами с ОАО «Электроцинк»: ООО «Квит» - 41 чел., ООО «Кармен» - 49 чел., ООО «Салх» - 20 чел., ООО «АНТ и К» - 42 чел., ООО «Газовые технологии» - 49 чел.

Сокращение планируется и на следующих предприятиях республики: ОАО «Севкавказэнерго» - 144 чел., ОАО «Моздокские узоры» – 27 чел., ВМУП «Муниципал – лифт 2» – 8 чел., ОАО «ЮТК» – 17 чел., ОАО «ВВРЗ» – 14 чел., Хлебомакаронный комбинат – 24 чел., ОАО "Владикавказ –Газоаппарат" – 204 чел.

Ликвидированы: ГУП "Дорсервис" (22 чел.), ДОУ «Детский сад № 62» (17 чел.), ООО "Кавказ" (33 чел.), ДК "Металлург" (42 чел.), ОАО "Севосгипрозем" ( 25 чел.).

Нестабильная ситуация сложилась и на заводе "Победит". В отпусках по инициативе администрации на период до февраля 2009 года находятся 576 чел., работают неполное рабочее время 262 чел. Также в вынужденные отпуска отправило большинство своих сотрудников такое крупное промышленное предприятие республики, как ОАО "Владикавказ – Газоаппарат" – 233 чел. В ОАО "Электроконтактор" в отпусках без сохранения заработной платы до конца года отправлено 304 чел., 232 работают неполный рабочий день. Указанные предприятия снимают свои вакансии из базы данных СЗ, прекратив набор новых сотрудников.

Ожидается увеличение числа граждан, занятых поиском работы, рынок труда пополнят лица, потерявшие работу либо занятые на предприятиях с неустойчивым финансовым положением, а также более 11 тыс. выпускников всех уровней профессионального образования.

В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, может к концу 2009 года увеличиться до 19,7 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы - до 6,0% от численности экономически активного населения.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2012 годы, недостаточна для поддержания стабильной ситуации на рынке труда.

Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном рынке труда, по следующим направлениям:

  • повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;
  • стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в трудоизбыточных территориях необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан;
  • развитие территориальной трудовой мобильности населения. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала республики до периода устранения негативных экономических тенденций. В 2009 году кадровая потребность стратегических инвестиционных проектов Республики Северная Осетия-Алания составляет 329 чел. В рамках реализации инвестиционных проектов существует острая потребность предприятий в квалифицированных рабочих кадрах, таких как станочники, формовщики, машинисты экскаваторов, а также специалисты инженерно-технического состава.\

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда прогнозируется снижение на 31,4% (с 1388 чел. до 952 чел.) численности иностранных работников, привлекаемых в республику.

По «Повышению конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения» предполагается организация опережающего обучения в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников), включая женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет. 

Предусмотрены мероприятия:

  • по организации общественных работ в организациях и на социально значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан, проживающих на трудоизбыточных территориях. Приоритетными направлениями общественных работ являются благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонтные работы, содержание и ремонт дорог, обслуживание коммунальных сетей;
  • по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, включая оказание им организационной и финансовой поддержки при организации собственного дела. Численность участников мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости по республике установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией или сокращением, рейтинга территорий республики по уровню развития и поддержки малого бизнеса;
  • по «Развитию территориальной трудовой мобильности населения» предусмотрены мероприятия по оказанию адресной финансовой поддержки жителям республики, желающим переехать в другую местность для работы постоянного или временного характера по мере обращения.

К реализации мероприятий Программы будут привлечены подрядные организации, выигравшие необходимые тендеры на участие в реализации инвестиционных проектов. Трудоустройство на рабочие места на инвестиционных проектах предполагается как для жителей Республики Северная Осетия-Алания, так и для квалифицированных специалистов из других регионов Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Республики Северная Осетия-Алания, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных из федерального бюджета субсидий, перечисленных на счет республиканского бюджета, открытый уполномоченному органу в Управлении Федерального казначейства в установленном порядке, а также за счет бюджетных ассигнований из республиканского бюджета.

Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания перечисляет субсидии получателям бюджетных средств – государственным бюджетным учреждениям - центрам занятости населения в соответствии с бюджетной росписью.

Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы устанавливает Правительство республики.

Реализация мероприятия «Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения» осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работодателем, гражданином, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений по итогам конкурсного отбора, а также на учебной базе организаций как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников (включая стажировку на рабочих местах).

Финансирование программных мероприятий за счет республиканского бюджета (опережающее обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, оплата проезда учащихся к месту обучения и проживания) осуществляется на основании порядка, утверждаемого Правительством республики.

Реализация мероприятия «Организация общественных работ в организациях республики и на социально значимых объектах» осуществляется:

  • в форме сохранения рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работником и работодателем по постоянному месту работы;
  • в форме создания временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работником и работодателем, создающим временные рабочие места, либо органом местного самоуправления;
  • в форме создания временных рабочих мест для незанятых граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости (включая граждан, официально зарегистрированных в качестве безработного), проживающих на трудоизбыточных территориях, - на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения) либо органом местного самоуправления, работником и работодателем, создающим временные рабочие места.

Положение о возможности участия занятого гражданина в общественных работах в свободное от работы время (при введении в организации режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, при предоставлении работнику отпуска без сохранения заработной платы, при простое (временной приостановке работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера) должно быть внесено в трудовой договор.

Средства на реализацию мероприятий Программы выделяются на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, включая перечень организаций, численность участников мероприятий, объемы и виды общественных работ. Распределение средств по городским округам и муниципальным районам утверждается Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

Реализация мероприятия «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения) и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам из средств федерального бюджета выделяются при условии положительной оценки независимой экспертизы бизнес-плана.

Реализация мероприятия «Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера» осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), ищущим работу гражданином, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, и работодателем.

Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания. Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения ежеквартально представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета.

Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Республике Северная Осетия-Алания на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, средства республиканского бюджета.

Общий объем финансирования Программы в 2009 г. составит 203105,91 тыс. руб., в том числе: субсидия федерального бюджета – 103105,91 тыс. руб.; средства республиканского бюджета – 100000,0 тыс. руб.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.

В результате реализации Программы будет обеспечена занятость: после прохождения профессионального обучения не менее 1353 чел.; на 1451 временное рабочее место в рамках общественных работ – не менее 1945 чел.; в сфере малого бизнеса и самозанятости – не менее 2200 чел.

Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в регионе. Численность безработных граждан к концу 2009 года не превысит 16,0 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы составит 4,7% от численности экономически активного населения.



© 2006-2009 Официальный сайт Постоянного Представительства Республики Северная Осетия-Алания при Президенте РФ
Контакты:

Менеджер проекта
Вэб-администратор