Программа противодействия коррупции Республики Северная Осетия - Алания на 2007 - 2010 годы принята на основании Указа Главы РСО-Алания от 20.10.2006 №232 «О Комиссии Республики Северная Осетия–Алания по проведению административной реформы».
Исполнители Программы: Правительство Республики Северная Осетия – Алания, Прокуратура Республики Северная Осетия – Алания, Министерство внутренних дел Республики Северная Осетия – Алания, Управление по работе с органами МСУ и административной реформе Администрации Главы Республики Северная Осетия – Алания и Правительства Республики Северная Осетия – Алания, общественные объединения и организации.
Цели программы:
-
снижение уровня коррупции при исполнении органами исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания государственных функций и предоставлении государственных услуг гражданам и организациям;
-
устранение причин и условий, порождающих коррупцию в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания.
Задачи программы:
-
измерение и оценка существующего уровня коррупции, а также измерение уровня снижения коррупции, достигаемого по годам реализации Программы;
-
повышение риска коррупционных действий и потерь от их совершения для должностных лиц;
-
увеличение выгод от действий в рамках законодательства и в соответствии с общественными интересами для должностных лиц;
-
формирование антикоррупционного общественного сознания, характеризующегося нетерпимостью государственных служащих, граждан и организаций к коррупционным действиям;
предупреждение коррупционных правонарушений;
-
обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия – Алания;
-
мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
-
вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
-
содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупционных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
-
включение в действие реальных конкурентных механизмов привлечения хозяйствующих субъектов к реализации приоритетных национальных проектов на территории Республики Северная Осетия – Алания.
Сроки реализации Программы - 2007-2010 годы.
Основные мероприятия Программы:
-
Образование при высшем исполнительном органе государственной власти Республики Северная Осетия – Алания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия – Алания и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих российской федерации и урегулированию конфликта интересов» и обеспечение ее деятельности, возложение полномочий по противодействию коррупции на подразделение по вопросам государственной службы и кадров, проведение иных подготовительных мероприятий.
-
Совершенствование организации деятельности Республики Северная Осетия – Алания по размещению государственных заказов.
-
Организация проведения экспертизы нормативных правовых актов Республики Северная Осетия – Алания и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции.
-
Разработка и внедрение программ противодействия коррупции в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания.
-
Формирование перечня должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей).
-
Формирование системы мер дополнительного стимулирования для государственных гражданских служащих, замещающих коррупциогенные должности («компенсационного пакета»).
-
Внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих, замещающих коррупциогенные должности, в том числе применение технических средств контроля исполнения ими своих должностных обязанностей.
-
Установление системы обратной связи с получателями государственных услуг.
-
Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны государственных служащих, граждан и организаций.
-
Применение технических средств контроля исполнения должностных обязанностей должностными лицами, замещающими коррупциогенные должности в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания.
-
Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, позволяющих сократить имеющиеся причины и условия, порождающие коррупцию.
-
Обеспечения доступа граждан и организаций к информации органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
-
снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг органами исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания;
-
повышение качества и доступности государственных услуг;
-
уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров;
-
укрепление доверия граждан к деятельности органов государственной власти Республики Северная Осетия – Алания;
-
предотвращение влияния отдельных интересов, не соответствующих государственной политике, на принятие управленческих решений;
-
усиление реальной политической конкуренции, снижение угрозы ослабления демократических институтов;
-
включение в действие реальных конкурентных механизмов привлечения хозяйствующих субъектов к реализации приоритетных национальных проектов на территории Республики Северная Осетия – Алания;
-
повышение инвестиционного рейтинга Республики Северная Осетия – Алания и инвестиционной привлекательности отдельных отраслей ее экономики;
-
сокращение теневого сектора в экономике.
Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции в органах государственной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.
Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к власти, существенно замедляет экономическое развитие Республики Северная Осетия – Алания.
Внедрение административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) существенно сужает возможности усмотрения должностных лиц при принятии решений, устраняет информационный дефицит о порядке получения государственных услуг, снижает издержки при получении разрешений, справок, лицензий. В то же время, масштаб коррупции в настоящее время требует принятия специальных мер, направленных на значительное ограничение коррупции, а также устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Антикоррупционная политика Республики Северная Осетия – Алания представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов региона по устранению причин и условий, порождающих коррупцию, важной составной частью которой является настоящая Программа.
Оценка состояния действующего законодательства России свидетельствует, что сейчас у нас имеется немало различных норм, создающих предпосылки к коррупционному поведению. Вместе с тем, в законодательстве нельзя не отметить и наличие в нем отдельных антикоррупционных норм, в связи с чем представляется неверным категорическое утверждение, что борьба с коррупцией невозможна на базе действующих норм права.
Например, все основные признаки коррупционного поведения государственного чиновника, в целом соответствующего международным антикоррупционным стандартам, достаточно полно изложены в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В настоящее время единственным документом, осуществляющим нормативное правовое регулирование противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти, является концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (далее - административная реформа).
Необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является существенное снижение уровня коррупции в исполнительных органах государственной власти.
Коррупция объективно присуща всем моделям социального устройства, предполагающим делегирование обществом властных возможностей отдельным социальным институтам или лицам либо узурпацию последними таких возможностей.
Явление коррупции многообразно. С одной стороны, оно включает неправовые этические коррупционные нарушения (этические проступки), с другой - коррупционные правонарушения (гражданско-правовые деликты; административные, в том числе дисциплинарные проступки, преступления).
Содержание коррупции не исчерпывается подкупаемостью государственных гражданских служащих, а включает также различные проявления эксплуатации служебного статуса вопреки интересам службы сотрудниками общественных и даже коммерческих организаций. При этом коррупция в системе государственной гражданской службы традиционно рассматривается как качественно более опасное явление.
Предупреждение коррупции должно иметь приоритет перед иными мерами борьбы с этим явлением. В качестве реальной цели борьбы с коррупцией необходимо рассматривать снижение распространенности последней до уровня, не препятствующего прогрессивному развитию общества.
Эффективная борьба с коррупцией, учитывая масштабность проблемы, предполагает внедрение системы правовых, экономических, политических и психологических (в том числе образовательных и воспитательных) мер, реализуемых в исполнительных органах государственной власти Республики Северная Осетия - Алания в рамках настоящей Программы.
С учетом вышеуказанного, принять за основы антикоррупционной политики в Республики Северная Осетия - Алания, следующие принципы:
-
акцент на искоренение условий, порождающих коррупцию;
-
прозрачность антикоррупционной политики;
-
учет культурных факторов (общественных взаимоотношений в республики);
-
кооперация власти и общества;
-
авторитетное руководство;
-
активное воздействие на общественное сознание;
-
учет возможных угроз и ограничений для реализации антикоррупционной политики;
-
принятие решений на основе анализа (мониторинога) ситуации, адаптация к политическим, административным и социально – психологическим особенностям;
-
финансирование антикоррупционной политики.
Указом Главы Республики Северная Осетия - Алания от 29 июня 2006 года № 119 «О Совете при Главе Республики Северная Осетия – Алания по противодействию коррупции» создан совещательный орган для рассмотрения вопросов по разработке антикоррупционной политики в целях противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти РСО - Алания, который в соответствии с административной реформой формирует институциональную базу противодействия коррупции.
Программа основывается на реализации мероприятий по следующим основным направлениям.
1. Образование при Правительстве Республики Северная Осетия – Алания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов и обеспечение ее деятельности, возложение полномочий по противодействию коррупции на подразделение по вопросам государственной службы и кадров, проведение иных подготовительных мероприятий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269 для противодействия коррупции при высшем исполнительном органе государственной власти Республики Северная Осетия – Алания создается коллегиальный орган – Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия). Полномочия по противодействию коррупции в Республике Северная Осетия – Алания возлагаются на Управление по работе с органами МСУ и административной реформе Администрации Главы Республики Северная Осетия – Алания и Правительства Республики Северная Осетия – Алания (далее – уполномоченное структурное подразделение), а в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания – на соответствующие структурные подразделения органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания.
Основной деятельностью уполномоченного структурного подразделения является координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением, в том числе осуществление служебных проверок, что предполагает выработку и реализацию системы мер, направленных на устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Комиссия и уполномоченное структурное подразделение осуществляют следующие функции:
-
выявление причин и условий коррупции, в том числе, способствующих незаконному расходованию бюджетных средств, выработка мероприятий по их устранению;
-
обеспечение участия в управлении реализацией Программой представителей гражданского общества, в том числе экспертных и научных организаций;
-
информирование правоохранительных органов о возможных фактах коррупции в органе исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания;
-
проведение детального анализа исполнения процедур размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд, в том числе – проведение сопоставительного анализа закупочных цен со среднерыночными на товары, работы и услуги аналогичного качества;
-
разработка и ведение перечня коррупциогенных должностей государственной службы в органе исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания;
-
организация системы внутреннего контроля, основанной на механизме служебных проверок в органе исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания;
-
сбор и анализ информации о признаках и фактах коррупционной деятельности, юридическая оценка и выработка мер по их устранению;
-
обеспечение внедрения технических мер контроля за исполнением должностными лицами органа исполнительной власти своих должностных обязанностей, включая систему передачи информации в правоохранительные органы;
-
проверка персональных данных представляемых кандидатами на государственную гражданскую службу, проверка на наличие судимости, соответствия действительности декларации о доходах, наличия конфликта интересов;
-
обеспечение взаимодействия с другими органами исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания по вопросам реализации Программы.
2. Совершенствование организации деятельности по размещению государственных заказов в Республике Северная Осетия – Алания.
В целях реализации данного направления в Республике Северная Осетия – Алания должна быть продолжена работа по оптимизации процедур закупок для государственных нужд. В частности, необходимо реализовать:
-
меры по установлению процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня;
-
меры по использованию всех возможных процедур, не противоречащих федеральному и региональному законодательству, в целях развития свободной конкуренции среди поставщиков продукции для государственных и муниципальных нужд;
-
меры по устранению случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за принятие решений по размещенным государственным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля за проведением государственных закупок, исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов государственных служащих.
Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществляется уполномоченным подразделением по противодействию коррупции. Должны быть разработаны методика и административный регламент проведения мониторинга такого рода, в том числе проведения сопоставительного анализа закупочных и среднерыночных цен на закупаемую продукцию.
Информация о результатах мониторинга соблюдения требований закона должна размещается на официальном Интернет-сайте Правительства Республики Северная Осетия – Алания.
3. Организация проведения экспертизы нормативных правовых актов Республики Северная Осетия – Алания и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Северная Осетия – Алания и их проектов осуществляется в соответствии с утверждаемой Правительством Республики Северная Осетия – Алания методикой, разработанной на основе Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
С целью проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Северная Осетия – Алания Управление по работе с органами МСУ и административной реформе Администрации Главы Республики Северная Осетия – Алания и Правительства Республики Северная Осетия – Алания ежеквартально представляет на утверждение Главе Республики Северная Осетия – Алания список нормативных правовых актов Республики Северная Осетия – Алания, требующих в первоочередном порядке проведения антикоррупционной экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза должно включать в себя мероприятия по исключению из нормативных правовых актов норм, способствующих проявлению коррупции, повышающих вероятность совершения коррупционных действий.
Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий.
4. Разработка и внедрение ведомственных программ противодействия коррупции и/или программ противодействия коррупции в основных коррупционно опасных сферах регулирования.
В рамках ведомственных программ противодействия коррупции принимаются меры по реализации настоящей Программы применительно к сфере правового регулирования Республики Северная Осетия – Алания. В отношении основных сфер регулирования (закупки для государственных и муниципальных нужд, предоставление государственных и муниципальных услуг, здравоохранение, образование, социальная помощь и социальное обслуживание, земельные и имущественные отношения, жилищные отношения, жилищное строительство, дорожное строительство и содержание дорог) программы противодействия коррупции целесообразно утверждать актом Правительства Республики Северная Осетия – Алания.
При реализации приоритетных национальных проектов планируется также:
-
создание кадастра некредитоспособных и финансово несостоятельных предприятий;
-
создание банка данных о субъектах предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы, участвующих в реализации приоритетных национальных проектов на территории РСО – Алания («Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие АПК», «Образование», «Здравоохранение»).
5. Формирование перечня должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей), а также примерного перечня коррупционных действий и проявлений в деятельности государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия – Алания.
В Правительстве Республики Северная Осетия – Алания, а также в иных органах исполнительной власти субъекта Республики Северная Осетия – Алания должны быть утверждены перечни коррупциогенных должностей. Перечни коррупциогенных должностей включают в себя должности государственной гражданской службы Республики Северная Осетия – Алания, замещение которых связано с:
-
непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям, а также иными непосредственными контактами с гражданами и организациями;
-
осуществлением контрольных и надзорных мероприятий;
-
подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных средств, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределением ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
-
подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением государственных закупок;
-
подготовкой и принятием решений по выдаче лицензий и разрешений;
-
осуществлением регистрационных действий;
-
подготовкой и принятием решений по целевым программам, государственным капитальным вложениям и другим программам, предусматривающим выделение бюджетных средств;
-
подготовкой и принятием решений, связанных с назначениями на коррупциогенные должности.
Перечни коррупциогенных должностей утверждаются актами руководителей соответствующих государственных органов по согласованию с Комиссией. Перечень позволит локализовать и сконцентрировать усилия по противодействию коррупции в отношении должностных лиц, замещающих коррупциогенные должности.
6. Формирование системы мер дополнительного стимулирования для государственных гражданских служащих, замещающих коррупциогенные должности («компенсационного пакета»).
Формирование системы мер дополнительного стимулирования для государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия – Алания, замещающих коррупциогенные должности («компенсационного пакета»), предполагает разработку и внедрение в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания системы оплаты труда государственных служащих, занимающих коррупциогенные должности, пропорциональной потенциальным рискам коррупционных проявлений и возможным незаконным вознаграждениям за коррупционные действия при исполнении должностных обязанностей в сфере компетенции данного государственного служащего.
С государственными гражданскими служащими Республики Северная Осетия – Алания, замещающими должности, включенные в перечень коррупциогенных должностей, трудовые отношения оформляются путем заключения срочных служебных контрактов. В указанных контрактах предусматривается «компенсационный пакет» для данных государственных служащих, включающий в себя:
-
«социальный пакет» для должностного лица, замещающего коррупциогенную должность на основе срочного служебного контракта;
-
отдельный порядок оплаты труда, с учетом возможного коррупционного вознаграждения за злоупотребление служебным положением или противоправное использование служебного положения.
7. Внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания, замещающих коррупциогенные должности.
Одним из механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих также может служить срочный служебный контракт, в котором необходимо предусмотреть следующие положения:
-
дополнительные ограничения для данной категории государственных служащих в связи с занимаемой должностью (например, ограничения по объему денежных средств, имеющихся в наличии у должностного лица во время исполнения служебных обязанностей);
-
требования в отношении раскрытия контактов данного должностного лица с иными лицами по служебным вопросам, помимо обязательных административных процедур и действий, закрепленных в административном и должностном регламентах;
-
формы ответственности за нарушение оговоренных в контракте ограничений, а также в случае выявления коррупционных проявлений в действиях данного должностного лица.
Также в рамках реализации данного направления в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания создается система внутреннего контроля, основанная на механизме служебных проверок.
Правительством Республики Северная Осетия – Алания разрабатывается и внедряется механизм осуществления служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия – Алания, замещающих коррупциогенные должности в плановом порядке, и в отношении иных государственных гражданских служащих на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в СМИ. С этой целью разрабатывается система мероприятий по целенаправленному сбору, фиксации и детальному рассмотрению данных, свидетельствующих о фактах коррупции. Информация о коррупционных проявлениях должна немедленно поступать в Комиссию для рассмотрения выявленных фактов коррупции и привлечения виновных должностных лиц к ответственности.
В первоочередном порядке меры дополнительного внутреннего контроля должны быть реализованы в тех органах власти, которые исполняют наиболее коррупциогенные полномочия (например: закупки для государственных и муниципальных нужд, предоставление государственных и муниципальных услуг, здравоохранение, образование, социальная помощь и социальное обслуживание, земельные и имущественные отношения, жилищные отношения, жилищное строительство, дорожное строительство и содержание дорог и др.).
Отдельным направлением внутреннего контроля должна стать система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц, в том числе на основе выборочного анализа деклараций о доходах и имуществе, принадлежащем должностным лицам на праве собственности, а также организация анализа стиля жизни тех должностных лиц, в отношении которых имеются жалобы граждан и организаций, негативные публикации в СМИ.
8. Установление обратной связи с получателями государственных услуг.
В Правительстве Республики Северная Осетия – Алания должен проводиться анализ публикаций в СМИ, а также жалоб и обращений граждан с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки таких фактов. Для нормативного обеспечения процедуры экспертизы жалоб и обращений граждан должны быть разработаны соответствующие административные регламенты рассмотрения обращений и жалоб граждан, включающие необходимость направления обращений заявителей, в том числе, в Управление по работе с органами МСУ и административной реформе Администрации Главы Республики Северная Осетия – Алания и Правительства Республики Северная Осетия – Алания и в Комиссию.
В Правительстве Республики Северная Осетия – Алания создается интерактивный канал взаимодействия с заявителями (Интернет, электронная почта), организуется «телефон доверия», определяется порядок обработки поступающих сообщений о коррупционных инцидентах в подразделениях Правительства Республики Северная Осетия – Алания, иных органах исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания и их подведомственных организациях.
9. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны государственных гражданских служащих, граждан и организаций.
Должна быть создана и внедрена программа этического образования государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия – Алания в форме семинаров и тренингов. Ее основная задача – формирование у государственных служащих осознания важности и ответственности государственной службы как формы служения обществу и государству, разъяснение государственным служащим вопросов административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, основных положений международного, федерального и регионального законодательства по противодействию коррупции, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления, формирование ясного представления о действиях и проявлениях в деятельности государственных служащих, рассматриваемых как коррупционные. В этих целях на систематической основе проводятся тренинги для сотрудников Правительства Республики Северная Осетия – Алания и иных органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания.
Указанные мероприятия должны проводиться также и для сотрудников подведомственных организаций.
Целесообразно проведение публичных информационных мероприятий для различных целевых групп граждан и предпринимателей – получателей государственных услуг.
Правительство Республики Северная Осетия – Алания обеспечивает информирование государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия – Алания, а также должностных лиц подведомственных организаций о результатах проведенных служебных проверок, обстоятельствах совершения коррупционных проступков и привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
Содержание и ежегодный план реализации соответствующей информационной программы утверждаются Комиссией и публикуются в средствах массовой информации Республики Северная Осетия – Алания.
10. Применение технических средств контроля исполнения должностными лицами, замещающими коррупциогенные должности в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания, своих должностных обязанностей.
Для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении государственных функций (в частности, функций контроля и надзора), а также при предоставлении государственных услуг возможно использование современных технологий, позволяющих получать дополнительную информацию об исполнении должностным лицом своих должностных обязанностей. В этих целях могут использоваться средства видеонаблюдения в местах предоставления государственных услуг, где происходит прием и непосредственное общение с заявителями. В административных регламентах исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг необходимо закрепить возможность личного взаимодействия с заявителем только в определенных местах, оборудованных соответствующими техническими средствами внутреннего контроля без возможности произвольного отключения данных средств.
При назначение на коррупциогенную должность государственный гражданский служащий должен быть проинформирован о возможном применении при исполнении им своих должностных обязанностей специальных технических средств контроля.
11. Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания, позволяющих сократить причины и условия, порождающие коррупцию.
В рамках реализации данного направления Правительство Республики Северная Осетия – Алания и иные органы исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания обеспечивают максимальную автоматизацию административно-управленческих процессов с целью сокращения непосредственных контактов государственных служащих с гражданами и организациями при исполнении государственных функций (предоставлении государственных услуг), в том числе путем дистанционного предоставления государственных услуг, выполнения отдельных административных действий или административных процедур в рамках предоставления государственных услуг (запись на прием по телефону либо с использованием электронной почты, прием заявления, принятие решения по заявлению, информирование заявителя о результатах рассмотрения и др.) либо информации о них.
Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в деятельности Правительства Республики Северная Осетия – Алания и иных органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания также включает в себя создание системы информационного взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов, занимающимися вопросами противодействия коррупции.
В Республике Северная Осетия – Алания создается и на постоянной основе действует «горячая линия» для сообщений о фактах коррупции. «Горячая линия» функционирует на базе Управления по работе с органами МСУ и административной реформе Администрации Главы Республики Северная Осетия – Алания и Правительства Республики Северная Осетия – Алания.
Процедура функционирования «горячей линии» и процедура принятия решений по фактам, сообщаемым абонентами «горячей линии» утверждается Комиссией.
12. Обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания.
В Республике Северная Осетия – Алания осуществляется подготовка и принятие нормативных правовых актов Республики Северная Осетия – Алания, регламентирующих порядок представления гражданам информации о деятельности органов государственной власти.
С этой целью, а также для обеспечения информационной открытости и контроля за предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций, исполняемых в связи с запросом заявителя, Правительство Республики Северная Осетия – Алания в качестве необходимого элемента своего официального Интернет-сайта создает раздел, посвященный предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания, связанных с непосредственным взаимодействием с гражданами и организациями. Кроме того, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания на официальном Интернет-сайте обеспечивает автоматическое раскрытие информации о деятельности органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания, в том числе о готовящихся проектах нормативных правовых актах включая проекты административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, с целью их публичного обсуждения и получения максимального количества замечаний и рекомендаций по данным проектам.
Должна быть создана система мониторинга (сбора, анализа и учета) коррупционных проявлений в деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания, в том числе путем проведения опросов на Интернет-сайте, а также с использованием электронной почты, телефонных звонков и коротких текстовых сообщений (sms) от лиц и организаций, имевших удачный или неудачный опыт взаимодействия с указанными органами, их структурными подразделениями, подведомственными организациями.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
-
снизится уровень коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг органами исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания;
-
повысится доступность и комфортность государственных услуг;
-
снизятся издержки граждан и организаций на преодоление административных барьеров;
-
укрепится доверие граждан к деятельности органов государственной власти Республики Северная Осетия – Алания.
Результатом исполнения программных мероприятий будет:
-
предотвращение влияния отдельных интересов, не соответствующих государственной политике, на принятие управленческих решений;
-
усиление реальной политической конкуренции, снижение угрозы ослабления демократических институтов;
-
включение в действие реальных конкурентных механизмов привлечения хозяйствующих субъектов к реализации приоритетных национальных проектов на территории Республики Северная Осетия – Алания;
-
повышение инвестиционного рейтинга Республики Северная Осетия – Алания и инвестиционной привлекательности отдельных отраслей ее экономики;
сокращение теневого сектора в экономике.
Основные показатели достижения указанных результатов реализации Программы:
-
число выявленных коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц Правительства Республики Северная Осетия – Алания и иных органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания;
-
доля граждан и организаций, сталкивающихся с проявлениями коррупции;
-
объем коррупционных рынков;
-
объем посреднических рынков при предоставлении государственных услуг органами исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания;
-
уровень удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственных услуг.
По указанным показателям достижения результатов реализации Программы в Республике Северная Осетия – Алания должен осуществляться постоянный мониторинг. Результаты мониторинга показателей регулярно заслушиваются на заседаниях Комиссии.
Программа реализуется за счет средств Республики Северная Осетия – Алания. Дополнительными источниками средств на реализацию программных мероприятий являются средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование мероприятий административной реформы.
Объем средств бюджета Республики Северная Осетия – Алания подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Республики Северная Осетия – Алания на соответствующий финансовый год с учетом сроков реализации Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется заместителем Председателя Правительства Республики Северная Осетия – Алания.
Ответственными за реализацию Программы противодействия коррупции в Республики Северная Осетия – Алания являются Комиссия и Управление по работе с органами МСУ и административной реформе Администрации Главы Республики Северная Осетия – Алания и Правительства Республики Северная Осетия – Алания.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является использование на всех стадиях независимого мониторинга хода реализации программы. Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на официальном сайте Правительства Республики Северная Осетия – Алания в сети Интернет.
Оценка уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мероприятий осуществляется по следующим направлениям и сферам:
-
закупки для государственных и муниципальных нужд;
-
предоставление государственных и муниципальных услуг;
-
здравоохранение;
-
образование;
-
социальная помощь и социальное обслуживание;
-
земельные и имущественные отношения;
-
жилищные отношения;
-
жилищное строительство;
-
дорожное строительство и содержание дорог.