В IX в. образовалось сильное Аланское государство, включавшее территории Центрального Кавказа и Предкавказскую равнину от Прикубанья до современной Чечни.
Верховная власть в Алании принадлежала царю. Известны имена некоторых царей: в XI в. Аланией правили Урдуре и Дорголел Великий, в XII в. - Худдан.
Как и везде в Европе, X-XII вв. были в Алании временем быстрого роста городов, которые стали центрами ремесла и торговли. Крупные города были хорошо укреплены. Столицей Алании был город Магас, предположительно отождествляемый с Нижне-Архызским городищем в ущелье большого Зеленчука. Страна была густо населена. Основой равнинного хозяйства было пашенное земледелие с трехпольным севооборотом. В горах развивалось отгонно-пастбищное скотоводство. Общественный строй Алании определяется как феодальная система, основанная на крупном землевладении.
Не позднее V в. аланы познакомились с христианством. В первой четверти X в. христианство стало государственной религией. Кафедра аланских митрополитов находилась в Нижнем Архызе. Сохранились монументальные аланские храмы Х-ХIII вв. Известно имя одного из художников, расписывавших стены и своды храмов - автором фресок Нузальской церкви был Вола Тлиаг.
Аланы неоднократно упоминаются в числе "письменных" народов. В сирийских источниках сведения об аланской письменности появляются с V-VI вв. В IX в. создатель славянского письма Константин-Философ называет алан среди народов, "имеющих письменность и славящих Бога на своем родном языке". В XIII в. французский монах Рубрук находит у алан "греческие письмена". Сегодня известен единственный надежно читаемый памятник средневековой осетинской письменности - каменная плита с надписью X в. из ущелья Большого Зеленчука.