Разрозненные группы осетин конституировались в горах как гражданские общины, повторив в новых обстоятельствах традиционные формы социально-политического единства. Осетинская гражданская община - модификация древнейшей индоиранской общественной организации.
Население такой общины делилось на три колена, каждому из которых принадлежала своя часть территории. Идеологическим обоснованием единства общины служило эпическое предание о происхождении трех колен (т.е. всех граждан) общего предка. Замечательным примером гражданской общины было Алагирское общество, сохранявшее традицию и практику арийской трифункциональности до середины XIX в.
Территория Алагирского общества состояла из трех частей, занимаемых тремя коленами - Кусагонта, Царазонта и Сидамонта. По преданию, древние колена Алагирского общества, расселившиеся впоследствии по всей Осетии, происходят от прародителя осетин Ос-Багатара и называются по именам его сыновей. Функциональная специализация трех колен связывает культ с Кусагонта, войну с Царазонта, производство с Сидамонта.
Гражданские общины Осетии различались величиной территории и численностью населения. Разными были имена их легендарных предков: у Куртатинской общины - Курта с тремя сыновьями, у Даргавса - Камбий и три его сына, и т.д. Но устройство всех гражданских общин было одинаковым.
Основа существования общины - ее территория, верховным собственником которой считался весь гражданский коллектив.
Фундаментом политического устройства гражданской общины являлся Ныхас - народное собрание, имевшее многоступенчатую структуру.
Экономической основой гражданской общины было мелкое хозяйство равноправных граждан-уазданов, организованных в соседские общины (селения). Некоторые монолокальные гражданские общины, ставшие крупными торгово-хозяйственными центрами, приобрели отчетливые протогородские черты - Цимити на реке Фиагдон, Донифарс на Ирафе или Даргавс на Гизельдоне.
Повторив в изменившихся обстоятельствах древние формы общественной организации, гражданская община построила социальное пространство, способное заново актуализировать духовные ценности и сохранить традиционные культурные ориентации. Самозащитный социокультурный консерватизм помог уберечь фундамент этнического единства, а заодно сохранил в языке и фольклоре осетин древнейшие индоиранские (и шире - индоевропейские) структуры мышления. Характерный пример - трифункциональная идеология в нартовском
эпосе, записанном во второй половине XIX - первой половине XX в.