Народное хореографическое искусство – одно из ярчайших проявлений национального творчества, воплотившего в себе отдельные стороны этических и эстетических представлений людей.
Искусство танца неразрывно связано с музыкальным, а нередко и песенным творчеством; оно представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства и с древнейших времен занимает важное место в жизни различных народов, в том числе и осетин.
В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна был необходимой принадлежностью почти всех народных празднеств, связанных с древнейшими языческими, а позднее и христианскими верованиями. Правда, танец у осетин лишь в редких случаях имел обрядовое значение. Он являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах.
О том, какое значение имел танец в быту предков осетин, свидетельствует эпическое наследие осетинского народа. Отдельные сказания о нартах воспроизводят красочнее картины пиршеств, сопровождавшихся «громовыми» песнями и бурными стремительными плясками. Так, в сказании «Женитьба Сослана на Бедохе» безымянные творцы героического эпоса описывают блестящий по своему техническому совершенству и мужественному содержанию сольный мужской танец.
И вскочил тут Сослан, да и начал пляску,
Он сперва на земле проплясал немало…
А затем на фынге продолжал пляску.
Тут он начал плясать еще искуснее,
Закружился волчком по самому краю,
Ни капли не пролил, не сбросил и крохи…
Сослану под ноги мечи подставили,
Мечи уставили остриями кверху,
А Сослан пляшет – на мечах вертится,
Будто бы вертится колесо мельницы.
В хореографическом арсенале осетинского народа имеется большое количество разнообразных танцев и танцевальных наигрышей, исполняемых в настоящее время преимущественно на национальной гармонике. Однако не все танцы, известные народу, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое значение и уступают место другим танцам.
Например, древнейший по своему происхождению танец «Цоппай» был связан с языческими верованиями осетин и поэтому преимущественно имел ритуальное, обрядовое значение. «Цоппай» исполняется обычно вокруг пораженного молнией человека, оплакивать которого не полагалось, ибо, по народному поверью, пораженный «божественным огнем» (молнией) человек считался избранником божьим. Вполне понятно, что со временем этот массовый танец ушел в предание и в настоящее время представляет лишь этнографическую ценность.
Наоборот, весьма широким распространением пользуется в наше время старинный танец «Симд» - излюбленный массовый танец, которым обычно завершались нартские пиршества. Об этом повествует сказание «Женитьба Батраза».
Собрались однажды нарты отважные
На Черной горе, на самой вершине.
На вершине горы пляску затеяли,
И все в большом симде нарты заплясали
От симда нартского горы осыпались,
Сокрушались камни, откалывались скалы,
И с треском падали деревья могучие…
В старину существовало несколько разновидностей «Симда», большинство которых в настоящее время забыто. Но своеобразный эпический образный строй старинных симдов сохранился в современном «Симде», в нем нашли свое отражение и их отдельные хореографические фрагменты и движения.
В народном исполнении хореографический рисунок танца традиционен, хотя он в известной мере и определяется искусством импровизации ведущей пары. «Симд» отличается торжественностью и строгой величавостью движений.
Наряду с массовыми танцами у осетин издавна бытуют и парные танцы – это медленный, плавный танец приглашение «Хонга кафт» и быстрый, энергичный «Зилга». Примечательно, что оба эти танца исполняются в народе друг за другом, образуя своего рода двухчастный цикл. В этом можно усматривать черты сюитности в исполнении данных танцев. Лишь в редких случаях их танцуют порознь.
«Зилга» сходен с лезгинкой, широко распространенной у народов Северного Кавказа. Подобно лезгинке, «Зилга» у осетин является парным, танцуют его девушка и юноша; движения юноши отличаются легкостью и виртуозностью, движения девушки, наоборот, - плавностью и изяществом.
Описание танцев.
Зилга кафт. Круговой парный танец.
«Зилга кафт» - старинный круговой осетинский танец, который до сих пор является одним из наиболее распространенных в народе. Это сложный танец, требующий от исполнителей большого танцевального мастерства, ловкости и виртуозной техники.
Далеко не каждый юноша решается исполнять этот танец, поэтому зачастую его приходится насильно тащить в танцевальный круг. В старину лучшие мастера народных танцев, исполняя «Зилга кафт», строго соблюдали все правила танца. Малейшая оплошность могла любого джигита лишить славы лучшего танцора и подвергнуть насмешке всего села.
«Зилга кафт» - парный танец, исполняющийся девушкой и юношей, как правило, только в кругу; отчего и произошло название. Этот танец имеет несколько вариантов. В одном из них юноша во время танца без слов делает девушке предложение, та, также без слов, дает ему ответ.
Танцуя, юноша пытается заглянуть девушке в глаза, она же, наоборот, отводит взгляд в сторону. Тогда юноша выхватывает из ножен кинжал и бросает его девушке под ноги. Если она прекращает танец, это означает, что девушка не принимает предложения; если же она продолжает танцевать, значит предложение принято.
В другом варианте девушка изображает голубку, а юноша - ястреба. Но неожиданно ловким, быстрым поворотом голубка ускользает от грозящей ей опасности, и ястреб снова преследует ушедшую из его когтей голубку.
Хонга кафт. Танец приглашение.
«Хонга кафт» или танец приглашение – один из самых распространенных танцев Северной Осетии, бытующий в народе сотни лет.
В старину танец приглашение исполнялся только одной парой, позднее двумя парами. В таком виде танец бытует в народе и в наши дни. Девушки исполняют танец очень мягко и плавно. Чтобы добиться плавности движения, в прежние времена девушки туго перевязывали ноги выше колен полотенцем и, приподнявшись на высокие полупальцы, двигались танцевальным шагом, следя за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной. Юноши исполняли танец также плавно, но четко и мужественно.
Симд. Массовый танец.
«Симд» в Осетии является одним из излюбленных народных танцев, особенно среди молодежи. Как и в других осетинских народных танцах, юноши темпераментно и легко выполняют технически сложные движения. Они держатся с достоинством, подчеркнуто вежливо их отношение к девушке. Во время танца юноша старается не допустить ошибки, которая может сделать его объектом насмешек как со стороны молодежи, так и со стороны стариков, как правило, внимательно следящих за танцующими.
Симд Нартов. Массовый танец.
«Симд Нартов» - старинный осетинский двухъярусный танец. Танцевали его обычно под новый год вокруг зажженных костров мужчины 35-40 лет, отличавшиеся силой и ловкостью.
Одна группа мужчин становилась в круг плотно друг к другу. Каждый из них держал за пояс рядом стоящего партнера. Вторая группа мужчин взбиралась им на плечи. Они также держали друг друга за пояса, образуя наверху второй круг. Запевая песню, живая двухъярусная башня начинала медленно двигаться вокруг костров то в правую, то в левую сторону.
«Симд Нартов» исполнялся медленно, часто сопровождался пением и отличался торжественностью и строгой величавостью движений. Этим танцем завершались все большие праздники и народные гулянья. В танце принимало участие население не только одного села, но и всей округи. Количество танцующих достигало 200 и более человек.
Помимо «Симда Нартов», существовали в прошлом другие виды симдов: «Тымбыл симд» («Круговой симд»), «Нагуай симд» («Симд на одной ноге») и др. С течением времени «Симд Нартов» несколько видоизменился. Наряду с взрослыми мужчинами в нем стали принимать участие и юноши. В некоторых, более поздних вариантах в танце стали принимать участие и женщины. Сначала они легко скользили вокруг «башни» с раскинутыми в стороны руками, напоминая белых летящих птиц. Затем верхний ряд мужчин соскальзывал вниз, образуя с танцорами нижнего ряда один круг. После этого мужчины присоединялись к женскому кругу, становясь в вперемежку между женщинами, и вместе продолжали танец.
Плавный парный танец.
«Плавный парный танец» занимает большое место в осетинской хореографии. Для исполнения этого танца надо обладать исключительным мастерством и грацией. Само название «плавный» говорит о том, что танец исполняется величаво и плавно.
Юноша, исполняющий большую часть танца на носках, должен избегать резких поворотов и следить за тем, чтобы его движения не были скачкообразными. Юноша танцует от девушки на почтительном расстоянии и не сводит с нее взгляда. Резкое движение, допущенное юношей в танце, принимается как знак неуважения к девушке. Но из этого не следует, что его движения должны быть вялыми. Он должен танцевать очень четко и выразительно. Девушка танцует плавно, женственно и грациозно. Она двигается по противоположной стороне круга, повернувшись лицом к юноше, с гордой осанкой и опущенными глазами. Движения танцующих сдержаны и строги.
Девичий танец.
Девичий танец исполняется группой девушек и солистами: девушкой и юношей, хотя в наше время в постановке участвуют только девушки, но рассмотрим старинный вариант. Девушки танцуют мягко, грациозно; юноша – четко и мужественно. От взоров лукавых девушек не ускользают взгляды, которыми обмениваются юноша и девушка-солистка. Подруги решают подшутить над влюбленными. Незаметно подкравшись, они неожиданно встают между ними и оттесняют их друг от друга. Одна группа девушек окружает юношу, другая девушку. Влюбленные стараются приблизиться друг к другу, но подружки весело и задорно кружась вокруг них, препятствуют этому. Наконец, девушки уступают желанию влюбленных. Девушка-солистка и юноша идут навстречу друг другу. Они уже почти рядом, но неожиданно выросшая между ними сомкнутая стена озорных подружек, вновь разделяет их. Кругом смех, веселье, шутки… Наконец, сжалившись над влюбленными, девушки дают им возможность танцевать рядом. Поклонившись друзьям, влюбленные удаляются в одну сторону, а подружки, проводив их озорным взглядом, уходят в другую сторону.
Чепена. Массовый хоровой танец.
Старинный мужской «Чепена» дошел до нашего времени таким же, каким он бытовал в давние времена. Это танец-игра, полный юмора и веселого задора. Обычно «Чепена» исполняется в конце свадебных торжеств.
Руководителем танца бывал один из лучших певцов, который отличался веселым нравом, богатой фантазией и остроумием. Он выходил на середину площадки и выкрикивал: «Чепена!» - что являлось сигналом к началу танца.
Мужчины собирались в круг, в центр становился руководитель с большой палкой в руке и начинал импровизировать, одновременно он следил за четкостью движений танцоров, которые беспрекословно подчинялись его требованиям. После каждого куплета, пропетого руководителем, все дружно и задорно подхватывали припев: «Ой, ой, чепена». Заканчивался танец несколько необычно. Один из исполнителей вдруг предлагает сменить руководителя «Чепена». Все дружно подхватывают это предложение. Кто-либо из танцующих добавляет, что не плохо было бы выкупать его в реке. Тогда все исполнители дружно бросаются на руководителя, подхватывают его на руки и, если ему не удается вовремя скрыться или увильнуть, приговор приводится в исполнение.
Слова куплетов меняются: в них высмеивают лодырей, лентяев, нерадивых людей, пьяниц и т.д.
Соревнования на носках.
«Соревнование на носках» - старинный народный танец, который бытовал в Осетии до начала XX века.
Этот своеобразный танец сочетает в себе пластичность, ритмическую четкость и виртуозность сложнейших движений на носках.
Танец «Соревнование на носках» исполнялся признанными танцорами – юношами и девушками, которые в дни народных праздников и на различных семейных торжествах соревновались в лучшем исполнении танца на носках.
Юноши и девушки становились большим полукругом, вперед выходил юноша, останавливался перед одной из девушек и начинал танцевать. Проделав несколько сложных движений, он приглашал девушку на соревнование. Грациозно приподняв подол платья, девушка выходила в круг. Она повторяла все движения, которыми юноша сопровождал свой вызов, и в свою очередь вызывала следующего танцора.. Девушки и юноши танцевали вместе. Двигаясь по кругу или в линию, они исполняли разнообразные движения на носках, стараясь превзойти друг друга в мастерстве.
Танец с кинжалами.
Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов XIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства. Исполняют этот танец профессионалы и отдельные виртуозы любители.
По рассказам очевидцев, в старину танец исполнялся одновременно только двумя юношами. В каждой руке танцующие держали по одному кинжалу. Начинали танец в медленном темпе. На протяжении танца темп менялся несколько раз: доходил до более быстрого и снова замедлялся. Все движения танца исполнялись на носках. Опускаться на всю ступню не полагалось.
Когда танцоры входили в азарт, кинжалы в их руках сверкали, как молнии. После ряда сложнейших фехтовальных движений танцующие замедляли темп и закладывали кинжалы за ворот бешмета сзади; в это время зрители со стороны подавали каждому еще два кинжала. После исполнения ряда новых сложных фехтовальных движений, танцоры закладывали кинжалы за ворот бешмета спереди. Им подавали еще по два кинжала. Так, постепенно, у каждого набиралось до 12-14 кинжалов, танцоры закладывали их в рот, придерживая зубами, под шапку и т.д. В руках танцующих все время оставалось по 2 кинжала. Танцуя, исполнители постепенно сбрасывали кинжалы, вонзая их в землю в шахматном порядке.
Затем, продолжая танцевать, юноши начинали лавировать между кинжалами, при этом они не должны были касаться воткнутых в землю кинжалов. Когда под общий гул одобрения 1-я пара заканчивала танец, на смену ей на площадку выходила следующая пара танцоров. Обычно танец с кинжалами исполнялся после танца «Зилга кафт».
Воинственный танец.
В прошлом народам Кавказа и Закавказья часто приходилось отражать набеги туземцев. Они вынуждены бывали отрываться от мирной трудовой жизни и проводить большую часть времени в боевых походах. Об этом народ создал много интересных легенд и сказаний, сложил героические песни, создал воинственные танцы. Эти легенды, песни и танцы передавались из поколения в поколение; многие из них дошли и до наших времен.
Воинственный танец Нартов отображает героизм и отвагу, силу и ловкость, смелость и мужество, а также умение воина в совершенстве владеть любым видом оружия. Танец исполнялся только мужчинами. Начинается он медленно, тяжело. Неутомимость и бесстрашие написаны на суровых лицах исполнителей. От каждого шага танцора кажется, что земля содрогнется . Постепенно темп танца убыстряется. Заключительная часть его изображает сцену победы над врагом.
В левой руке танцующие держат тяжелый щит, а в правой – не менее тяжелый меч. Как гласит предание, «в руках богатырей Нартов они казались игрушечными. От ударов мечей во все стороны рассыпались искры, а от столкновения щитов раздавались такие оглушительные звуки, что казалось, будто горы рушились от землетрясения».
Государственный Академический ансамбль народного танца «Алан».
Умение петь и танцевать всегда считалось в Осетии признаком воспитанности. Народная хореография осетин описанная еще в нартском эпосе, всегда отличалось разнообразием стилей, строгостью и богатством выразительных средств.
Когда народный танец стал предметом искусства и получили право на жизнь профессиональные коллективы, то основной задачей стал показ всего лучшего, что создал народ. В Осетии много лет таким коллективом считается ансамбль «Алан».
Яркая самобытность и высокое профессиональное мастерство танцоров снискали ему огромную популярность как в Осетии, так и за ее пределами. Мастерам национальной хореографии аплодировали зрители Берлина, Парижа, Англии, Италии, Китая, Софии, Кабула, Бейрута и Дамаска.
Начало было заложено в 1938 году, когда из большого числа участников художественной самодеятельности были отобраны лучшие исполнители. Они то и составили костяк ансамбля песни и пляски. Перед его руководителем композитором Татарканом Кокойти стояла непростая задача в кротчайшие сроки решить вопрос организации профессиональной деятельности новорожденного детища. Уже через год после начала работы коллектив начал активную деятельность. Его поездки по стране, а потом и за ее пределы всегда имели большой успех у публики. Для многих это было первым знакомством не только с искусством, но и самими представителями осетинского народа. Таким образом, с первых лет деятельности ансамбль стал своеобразным посланником своей родины. Государственный Академический ансамбль народного танца «Алан» Республики Северная Осетия – Алания продолжает и сохраняет замечательные традиции национальной хореографии. Этот прославленный коллектив достойно представляет искусство осетинского народа на сценических площадках всего мира.
Коллектив ансамбля награжден орденом «Дружбы народов», премией им. К. Хетагурова, а в 2000 г. был удостоен премии «Золотой Аполлон».
Материал публикуется по книге
Л.Н. Грикуровой «Осетинские танцы»
Орджоникидзе. «Ир» 1963