Связанный глубокими корнями с жизнью и бытом народа, музыкальный фольклор осетин имеет многовековую историю.
Однако становление профессиональной музыкально-танцевальной культуры Северной Осетии приходится на 20-е-30-е годы XX века. В это время руководители Осетинского историко-филологического общества Б. Алборов и Г. Дзагуров, осознавая необходимость системного изучения и записи произведений осетинской народной музыки, в 1921-1922 гг. привлекли к записи осетинских песен и танцевальной музыки выпускника Петербургской консерватории, ученика Н. Римского-Корсакова Павла Богдановича Мамулова. П. Мамулов отмечал глубину и оригинальность осетинской народной музыки. Колыбелью ее он считал величавый нартский эпос, богатый, глубокий фольклор, тяжелый, но в тоже время полный юмора быт осетинского народа.
По приглашению Осетинского научно-исследовательского института краеведения в Северной Осетии с 1926 г. запись осетинского музыкального фольклора осуществлял видный грузинский композитор В. Долидзе, который за два года записал 250 народных песен. Он приступил также к созданию осетинской национальной оперы. В качестве либретто он использовал драму А. Кубалова «Смерть Алгуза». Задуманная опера получила название «Замира». Сцены из «Замиры» в виде отдельных арий и дуэтов неоднократно с успехом исполнялись во Владикавказе, Баку и Тбилиси. Большой интерес представляет переложение композитором 14 народных мелодий для симфонического оркестра, которые всегда находились в активном оркестровом исполнении. Музыкальные произведения для хора и оркестра писал композитор Б. Галаев. Он же вел обработку осетинских народных песен.
В 30-е годы закладывается фундамент осетинской профессиональной музыки. Государственная забота о воспитании национальных музыкальных кадров проявилась в создании ряда учебных заведений и исполнительских коллективов – Детской музыкальной школы (1935), Музыкального училища (1938), Осетинской оперной студии при Московской консерватории (1940), Осетинского музыкального ансамбля и оркестра при Комитете радиовещания (1935), Государственного ансамбля песни и пляски (1938).
Первые профессиональные исполнительские коллективы – Вокальный ансамбль радио под управлением Ахполата Аликова и хор Ансамбля песни и пляски под управлением Татаркана Кокойти – популяризировали революционные, народные и современные песни. Важное место в хоровом репертуаре занимали сочинения осетинских авторов. Песни А. Аликова, Т. Кокойти, А. Тотиева на стихи осетинских поэтов воспевали новую жизнь простых тружеников, интонационно опираясь на осетинский песенно-танцевальный фольклор. Таковы «Фиййагдон» Т. Кокойти, «Наша любимая Родина» А. Гулуева, «Песня» А. Тотиева и др. По сей день остаются репертуарными вокально-хоровые обработки песен на стихи К. Хетагурова – «Хъуыбады» А. Аликова, «Зонын» А. Тотиева, «Афсати» Е. Колесникова.
Существенную роль в развитии национальной музыкальной культуры сыграл Осетинский драматический театр, к спектаклям которого писал музыку Т. Кокойти «Две сестры» -1936, «Коста» - 1939, «Братья», «Дети рабыни» и «Потомок Сырдона» - 1930) и А. Поляниченко «Свадьба», «Земля», «К жизни», «Молодая невестка».
В области камерной вокальной, инструментальной и оркестровой музыки творил Александр Поляниченко, композитор и скрипач. Им были написаны фортепианные пьесы, романсы, оркестровые рапсодии – «Осетинская», «Фандыр», «Осетинский марш».
Активно работали по сбору и записи осетинского музыкального фольклора А. Аликов, А. Тотиев, Т. Кокойти и А. Поляниченко. Эти же музыканты вошли в состав организованного в 1939 г. Северо-Осетинского отделения Союза композиторов СССР.
Яркой звездой блеснул талант Заура Гаглоева (1917-1941) – студента композиторского отделения Ленинградской консерватории, погибшего на фронте. Заур Гаглоев за свою короткую недолгую творческую жизнь создал фортепианные вариации, трио для скрипки, виолончели и фортепиано, песни и хоры на стихи осетинских поэтов, записал и обработал несколько фольклорных мелодий для фортепиано. Фортепианное трио, написанное молодым музыкантом на первом курсе (1940) – это первое в осетинской музыке камерно-инструментальное сочинение, в котором национальное начало органично и ярко претворено в формах европейского музыкального профессионализма.
В послевоенные годы совершенствуется музыкальное мастерство музыкальных коллективов республики, укрепляется их профессиональная и материальная база. Открытое в 1947 г. музыкально-педагогическое училище осуществляло подготовку кадров для художественных коллективов и музыкальных школ. В ноябре 1945 г. была организована Северо-Осетинская госфилармония. В нее вошли симфонический оркестр, ансамбль песни и пляски, оперный ансамбль. Большую популярность в это время завоевал у слушателей оркестр народных инструментов Северо-Осетинского радио, исполнявший произведения композиторов Северного Кавказа. Наличие развитой музыкальной базы позволяло приглашать многих выдающихся музыкантов Союза.
Музыка в Северной Осетии в меньшей мере, чем другие виды искусства, испытывала идейно-политическое давление. Более того, развитие ее поощрялось. Благосклонное внимание официальной критики к творчеству уже известных музыкантов и композиторов - Т. Кокойти, Х. Плиева, И. Габараева, Д. Хаханова, С. Поляниченко способствовало развитию осетинской камерной и симфонической музыки. Ярким событием в музыкальной жизни республики явилось исполнение в 1950 году Северо-Осетинским симфоническим оркестром симфонии Т. Кокойти. Музыкальное искусство поднялось в эти годы на качественно новую ступень, пройдя путь от простых обработок народных песен до создания сложных музыкальных произведений различных жанров и форм. Наряду со старшим поколением появляется и более молодое и, безусловно, талантливое поколение композиторов таких как: Ф. Алборов, З. Хабалова, Р. Цорионти.
В 50-60-годы многое в музыкальной жизни республики происходило впервые. В эти годы были созданы и первая одноактная опера «Коста» и первая оперетта «Весенняя песня» Х. Плиева, первые балеты «Ацамаз и Агунда», «Хетаг» Х. Плиева, опера «Азау» И. Габараева. С музыки И. Габараева к фильму «Сын Иристона» начинается многолетнее сотрудничество осетинских композиторов с кинематографом. Одним из них был симфонический оркестр Северо-Осетинской филармонии, возглавляемый Павлом Ядых. Коллектив исполнял симфонические произведения И. Габараева, Л. Кануковой, Т. Кокойти. Наличие высокопрофессионального коллектива давало возможность организовывать авторские и творческие концерты мастеров музыкального искусства М. Кажлаева, Т. Хренникова, Ш. Чалаева, А. Эшпая. В разные годы с неизменным успехом с оркестром работали дирижеры В. Дударова, В. Гергиев.
В музыкальной жизни республики немаловажную роль играет оркестр народных инструментов, который с 1966 г. возглавляет Булат Газданов - одаренный исполнитель, талантливый композитор и аранжировщик, знаток и собиратель осетинского музыкального фольклора. Булат бережно обрабатывал национальные мелодии, сделав их достоянием профессионального музыкального искусства. Игру многих работавших в оркестре музыкантов - Д. Агаевой, З. Агнаевой, Р. Агкацевой, Т. Бердиева, Н. Бессонова, Р. Гуриевой, Л. Кодзасовой – отличало высокое мастерство. С оркестром любили выступать и популярные певцы Владимир Баллаев, Ким Суанов, Светлана Медоева и многие другие исполнители.
Все большую популярность завоевывала лирическая песня. Человек, с его настроением, переживаниями, становится объектом художественного воплощения. Композиторы пишут музыку для одного или нескольких исполнителей в сопровождении гармоники, баяна, эстрадного оркестра. Большой вклад в развитие осетинской эстрады внесли А. Бериев, Б. Газданов, А. Кокойти, М. Купеева, Д. Хаханов, Р. Цорионти. Их песни со временем не утратили привлекательности благодаря искренности и ясности музыкального языка.
Во второй половине 80-х – 90-е годы музыкальная культура Осетии достигла значительных высот, как в области композиторского творчества, так и в исполнительском искусстве. Произведения Х. Плиева, Д. Хаханова, И. Габараева, Ф. Алборова с успехом исполняются на различных сценах, становятся известными и популярными у широкой зрительской аудитории. На смену старшему поколению приходит молодая плеяда молодых, талантливых композиторов. Среди них: А. Макоев, Ж. Плиева, Л. Канукова, Н. Кабоев, Б. Кокаев, Л. Ефимцова. Яркая творческая индивидуальность и профессионализм молодых музыкантов позволили им завоевать ряд престижных премий и наград. Л. Канукова стала обладательницей первой премии международного конкурса композиторов в Швейцарии, Ж. Плиева в 1993 г. получила специальный приз на II международном конкурсе произведений для двух фортепиано в Токио, З. Хабалова в 1995 г. стала лауреатом первой премии ЮНЕСКО «Манас – 1000», Т. Сохиев занял второе место на международном конкурсе дирижеров им. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (1999).
В республике продолжали развиваться профессиональные музыкальные коллективы – старейший на Северном Кавказе симфонический оркестр филармонии ( главный дирижер – народный артист РФ П. Ядых, дирижер – заслуженный артист РСО – Алания К. Баскаев), Музыкальный театр (главный дирижер – заслуженный деятель искусств РСО – Алания – П. Панасян, главный режиссер – заслуженный деятель искусство РФ – Ю. Леков, дирижер – заслуженный деятель искусств РСО – Алания – А. Брискин, хормейстер – заслуженный деятель искусств РСО – Алания З. Дзуцати), оркестр народных инструментов под управлением заслуженного артиста РФ Б. Газданова.
В творчестве Осетии приоритетными остаются крупные формы. Заметным явлением культурной жизни республики стали постановки оперы «Фатима» по одноименной поэме К. Хетагурова и оперы «Тауче» Христофора Плиева, оперы «Зов земли» и оперы-балета «Поляна влюбленных» Р. Цорионти.
Ярко выразили себя композиторы Осетии в жанрах хоровой и камерной музыки. Успешному развитию хоровой музыки способствует наличие в республике камерного хора «Алания» под руководством А. Ходовой. Этот хоровой коллектив вошел в число ведущих музыкальных коллективов России. В программах хора многообразно представлена осетинская, русская и западная хоровая музыка.
Представители композиторской школы Осетии много работают и над созданием музыки к кинофильмам и спектаклям. Ж. Плиева за музыку, написанную к анимационному фильму «Волшебная свирель». За музыку к спектаклю «Отверженный ангел» театра «Нарты» А Макоев был удостоен Государственной премии им. К. Хетагурова, музыка Ф. Алборова к кинофильму «Легенда горы Тбау» , также была отмечена этой премией.
К середине 90-х годов в музыкальной культуре Осетии уверенно утверждается новое направление - современная осетинская эстрада и джаз. Инициатором и вдохновителем этого движения стал Н. Кабоев.
К концу 90-х годов Владикавказ превращается в северокавказский центр по проведению традиционных музыкальных конкурсов и фестивалей. Популярность и признание получают такие конкурсы, как «Звездочка Осетии» и «Наши надежды». Яркими и традиционными событиями для республики становятся выступления солистов Мариинского театра и Академии молодых певцов Санкт-Петербурга «Золотые голоса России» - под руководством Л. Гергиевой и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением народного артиста РФ В. Гергиева. Благодаря инициативе и стараниями В. Гергиева в 1996 г., во Владикавказе успешно прошел международный фестиваль искусств «Мир Кавказу». Видный деятель российской и мировой культуры В. Гергиев тесно связан с культурой Осетии. Он много внимания уделяет творческому развитию воспитанников Владикавказского училища искусств, носящему его имя.
Материал публикуются по книгам
История Северной Осетии. XX век
Москва. Наука. 2003
Музыкальная культура осетин
Алборов Ф. Ш.
Владикавказ. Ир. 2004