Профессионального национального театра в начале ХХ века в Осетии не было. Но был русский драматический театр, который к тому времени уже накопил богатый опыт реалистического искусства.
В предреволюционные годы русский театр поставил несколько горьковских пьес. Это инсценировка романа М. Горького «Фома Гордеев» в феврале 1902 г., в котором затронуты новые вопросы устройства настоящей жизни на земле». В декабре 1902 г. состоялась премьера «Мещан», затем на сцене театра идут «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары».
В 1907 - 1909 гг. талантливый актер и режиссер П.Медведев ставит «Грозу», «Братьев Карамазовых», пьесы Шекспира, Ибсена, Мольера, Гауптмана.
С 1911 по 1914 гг. известный режиссер и антрепренер И. Ростовцев ставил народные спектакли, имевшие огромный успех. «Совершается большое культурное дело... Первый народный спектакль показал, что дело привьется, что есть интерес к театру», - отмечала газета «Терек».
Русский театр способствовал воспитанию осетинского театрального зрителя. Можно сказать, из недр русского театра возник и осетинский драматический театр, сразу заявивший о себе яркими, творческими дарованиями. Зачинателями этого движения были Е. Бритаев, Р. Кочисова, Д. Короев, Б. Тотров. «Все мы, осетинские любители-актеры, - писал Б. Тотров, - были частными посетителями русского театра, смотрели все его постановки, учились у наиболее талантливых актеров, которых немало побывало во Владикавказе…».
Первую постановку пьесы осетинского автора Д. Кусова «Дети гор» осуществил Владикавказский русский театр в 1912 г. под руководством И. Ростовцева с участием Е. Вахтангова.
Так формировалась почва для рождения осетинского театра. Первые постановки с участием с участием Е. Бритаева на самодеятельной сцене селения в Ольгинском, затем во Владикавказе в 1904-1908 гг. зажгли свет осетинской театральной рампы. В Ардоне были созданы драматические группы, в которых участвовали Е. Тлатов, Х. Дзугаев, Г. Урусов и др.
На театральные подмостки вышла осетинская женщина. В доме Айсат Цаллаговой с участием Розы Кочисовой, Пари и Таурзат Алдатовых, Пола Газданова, Кошер Дзантиевой, Ксении Баевой, Вариньки Карсановой были поставлены пьесы Р. Кочисовой «Лгун, или пристав сошел с ума» и «Земля мой свидетель, а солнце-мститель». В любительских спектаклях принимали участие П. Цоколаева, С. Джанаева, Н. Калоева, В. Касабиева, Н. Хетагурова, К. Зангиева.
В 1908 г., после кратковременной учебы в частном музыкально-драматическом училище Кедхудовой в Москве и в классе актера Малого театра Ф. Горева, возвращается во Владикавказ Б. Тотров, создавший кружок любителей драматического искусства. Активными членами кружка стали И. Кодоев, С. Джанаев А. Тотиев, М. Гогичаев, Н. Калоев, А. Гостиев, Х. Дзанагов, Д. Короев, Г. Хасиев.
Летом 1909 г. состоялось представление драмы «Две сестры» Е. Бритаева. Пьеса имела большой успех у зрителей. Кружок любителей театра Б. Тотрова расширял свой репертуар. Ставятся пьесы А. Рамонова «Гего», Б. Тотрова «Проклятье», А. Арисханова–Каболова «Калым», «Женитьба» Гоголя, «Первый винокур» Л. Толстого в переводе Г. Хасиева.
Спектакли получили широкий общественный резонанс. В газетах «Терек» и «Терские ведомости», в журнале «Горец» появляются рецензии на любительские постановки. О спектакле «Калым» газета «Терек» писала: «Нарождается понемногу осетинский театр. Впервые поставленный на сцене 16 апреля в здании общественного собрания, «Калым» привлек в зрительный зал много публики из осетин». Газета объясняла это актуальностью темы. Однако не меньшее значение имели энтузиазм и мастерство исполнителей.
Б. Тотров любимцем публики называл И. Котаева, исполнявшего такие сложные роли, как роль Камболата в пьесе «Две сестры» Е. Бритаева, Саухала – в «Калыме» А. Арисханова, Алихана – в комедии «Осетины в России» Л. Хубаева, Заурбека – в «Проклятье» Б. Тотрова. Ответственные роли исполнял С. Джанаев, искренне любивший искусство и обладавший несомненным актерским талантом. Постоянным участником любительских постановок был А. Тотиев.
Любительский драматический коллектив Б. Тотрова просуществовал вплоть до 1918 г. и представлял собой нечто большее, нежели кружок художественной самодеятельности. По силам, занятым в нем (Е. Бритаев, Д. Короев, Р. Кочисова, сам Б. Тотров и другие), по уровню исполнения, драматургии и режиссуре это был народный театр со всеми признаками профессионализма.
Достижения национальной драматургии связаны с именами Елбасдуко Бритаева, Блашка Гурджибекова, Розы Кочисовой, Давида Короева, Алихана Токаева. Их традиции способствовали становлению и развитию драмы нового времени. К этому жанру обращались писатели разных поколений и литературных направлений. Бытовые драмы на русском языке писал Дмитрий Кусов. Одноактные пьесы из жизни горцев создавали романтик Г. Малиев («Охотники») и реалист Г. Бараков («Источник зла», «Доля встреченного»). Последний в своих произведениях разоблачает проделки знахарей и любителей легкой наживы, осуждает невежество, суеверие, воровство, которые, как тени, исчезают в свете просвещения. Блестящим явлением стали одноактные комедии А. Коцоева «Черный туман», «У лжи короткие ноги» и «Пасха Гиго», в основу которых положены сюжеты рассказов автора. Их основная тема – нравы служителей культа, мракобесие, невежество. Драматизм ситуаций, острый и меткий диалог, искрометный юмор – характерные особенности этих произведений.
Наиболее популярным жанром стала историческая драма. Ее зачинателем выступил Ц. Гадиев. В стихотворной драме «Идущие к счастью» он обратился к событиям Гражданской войны. Художественным явлением стала историческая трагедия «Ос-Багатар». В ней ярко показана борьба осетин за свои социальные права и национальную независимость. Сюжет произведения раскрывает эволюцию внутреннего мира народного вождя: поборник свободы становится рабом страстей, изменяет долгу и падает жертвой интриг врагов своего народа – феодальной верхушки Грузии. Подобная же судьба постигла героя трагедии А. Кубалова «Смерть вождя Алгуза». Оба произведения выявляют причины народных бедствий: отсутствие организационной государственной системы, военной и политической стратегии, отсутствие национальной идеи и разобщенность народа. Социальные противоречия внутри осетинского общества стали движущей силой сюжета в драме А. Кубатиева «Чермен».
В 20-30-е годы ХХ века в Северной Осетии активно развивалось театральное искусство. Важное место в культурной жизни города продолжает занимать Русский драматический театр. Творческими удачами театрального коллектива тех лет были спектакли: «Иванов» А. Чехова, «Ученик дьявола» Б. Шоу, «На дне» М. Горького, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Власть тьмы» Л. Толстого. В 1939 г. были поставлены «Фатима» К. Хетагурова, «Дружба врагов» Г. Джимиева.
В 1920-1923 гг. первые литературные шаги во Владикавказе делал М. Булгаков. В этом городе им были написаны «Дни Турбинных» и «Сыновья муллы». Сам М. Булгаков руководил постановкой обеих пьес на сцене Владикавказского театра.
С осетинского театра малых форм, созданного в 1930 г. во Владикавказе под руководством актера и режиссера Русского драматического театра А. Сафронова, начинали свою артистическую деятельность В. Тхапсаев, В. Каргинова, Гагу и Гала Кулаевы, В. Баллаев, Б. Торчинов, М. Кургосова, Т. Каряева и другие. Они подготовили почву для создания осетинского театра. В 1931 г. власти Северной Осетии обратились к руководству Государственного института театрального искусства им. Луначарского с просьбой принять в институт группу осетинских юношей и девушек. В июне 1935 г. студийцы, успешно сдав выпускные экзамены, вернулись на родину и образовали труппу первого осетинского национального театра. Торжественное открытие Северо-Осетинского государственного драматического театра состоялось 10 ноября 1935 г. спектаклем «Платон Кречет» А. Корнейчука. Рождение профессионального театра было воспринято общественностью Северной Осетии как большой праздник национальной культуры.
Вскоре театр начал включать в репертуар пьесы осетинских авторов: «Две сестры» Е. Бритаева, «Свадьба» Г. Джимиева, «Свинец» Д. Туаева, «Коста» Нигера и Т. Епхиева. С 1936 по сезон 1940-1941 гг. на его сцене было поставлено 38 пьес, из них 16 – осетинских авторов.
После войны в республике работали четыре театра - Северо-Осетинский драматический, Республиканский Русский, Алагирский передвижной и Республиканский театр кукол. В это время было создано большое количество пьес о сельской жизни. Ведущим жанром при этом становится комедия. На сценах театров шли спектакли «Наши друзья» Р. Хубецовой, «Похождение Мурата» М. Цаликова, «Друзья» С. Хачирова и др. Одним из лучших комедийных спектаклей послевоенных лет были признаны «Женихи» А. Токаева. Пьеса ставилась не только на сценах русского и осетинского театров, но и во многих других театрах страны, а также в Польше, Чехословакии и Болгарии.
В репертуаре театров большое место отводилось обязательной теме войны и революции. Но внимание театральных коллективов неизменно привлекали и классические произведения.
Большим успехом у зрителей пользовались спектакли «Король лир» У. Шекспира, «Без вины виноватые» А. Островского, «Цыганы» по одноименной поэме А.Пушкина, «Васса Железнова» М. Горького. К пятилетию театра была осуществлена постановка «Отелло» У. Шекспира. Этому спектаклю суждена была долгая жизнь на сцене осетинского театра, а исполнитель заглавной роли – В. Тхапсаев – завоевал признание широкой общественности. Актер Владимир (Бало) Тхапсаев вошел в число лучших мировых исполнителей ролей шекспировского репертуара. «Когда смотришь Отелло в исполнении Тхапсаева, - писала критика в 50-е годы, – не остается никаких сомнений, что именно таким был этот человек, что именно таким его видел Шекспир». Работа артиста получила высокую оценку советской и мировой общественности. В ноябре 1960 г. В. Тхапсаеву было присвоено звание Народного артиста СССР. Его успех по праву разделили ведущие актеры театра М. Цаликов, Е. Туменова, В. Баллаев, Т. Каряева. Поставленная режиссером З. Бритаевой пьеса стала выдающимся творческим успехом осетинского театрального искусства.
В эти годы в театрах Северной Осетии плодотворно работали С. Икаева, З. Кочисова, С. Таутиев, Н. Саламов, К. Сланов, П. Цирихов, В. Хугаева и др.
В осетинской драматургии ярко была представлена революционно-романтическая и историческая тема, воплощавшая образы любимых народных героев. На театральных сценах с успехом шли спектакли «Чермен», «Фатима», «Мать сирот».
Период 40-х – 50-х годов ХХ века является одним из наиболее ярких и запоминающихся периодов в развитии осетинского профессионального театрального искусства.
Плодотворно развивалась и деятельность музыкального театра. На его сцене ставятся произведения мировой и русской классики: «Жизель» А. Адана, «Демон» А. Рубинштейна, «Кармен» Ж. Бизе, «Тоска» Д. Верди. Театр пропагандировал и национальное музыкальное искусство. На его сцене ставилась оперетта «Весенняя песня» Х. Плиева. Осуществлены также постановки опер «Оллана» И. Габараева и «Коста» Х. Плиева, балетов «Хетаг», «Ацамаз и Агунда» Д. Хаханова. На сцене театра выступали С. Адырхаева, Е. Кулаев, Ю. Бацазов, Д. Билаонова, М. Котолиева, Ф. Мукагов.
В республике работал и театр кукол «Саби». В 1958 г. наряду с действовавшей русской труппой была создана осетинская студия. Она открылась спектаклем «Ацамаз» по пьесе В. Каирова. В театре работали такие режиссеры как М. Гаев, И. Макиев, С. Федорович, актеры Е. Зубина, З. Плиева. М. Тебиев, художники Е. Айвазова, М. Хетагуров.
Театр много экспериментировал, совершенствовал технику кукловодства. В его репертуар включались произведения мировой и советской драматургии: «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Цветок счастья» Ц. Хамицева, «Дзег сын Дзега» М. Тебиева и М. Гаева, «Сын Куртатинского ущелья» С. Федоровича и Ю. Саратовского, «Нарт Сослан». Ю. Сперанского вошли в золотой фонд театра.
Сегодня продолжает развиваться, раскрывая свой творческий потенциал, труппа старейшего на Кавказе Русского драматического театра им. Е. Вахтангова. За вклад в развитие российского сценического искусства в 1996 г. театр был удостоен звания «Академический». Среди наиболее значимых спектаклей этих лет: «Бедность не порок» А. Островского, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Чума на оба ваших дома», «Жили-были» и «Поминальная молитва» Г. Горина, «Отелло» У. Шекспира, «Василиса Мелентьева» А. Островского и др.
Северо-Осетинский государственный драматический театр, как и раньше, пользуется огромной любовью и признанием зрителей республики. Он продолжает занимать одно из ведущих мест в сценической культуре республики. В 1993 г. театр удостоен звания «Академический» и ему присвоено имя выдающегося мастера осетинской сцены В. Тхапсаева. Лидерство национального театра в сценической культуре республики во многом обусловлено творчеством прославленных актеров театра, таких как народный артист СССР Н. Саламов, народные артисты России Б. Ватаев, К. Бирагов, М. Икаев, О. Бекузарова, заслуженные артисты России Т. Кантемирова, К. Суанов, Т. Кабанова, В. Галаов и др.
В разные периоды 90-х годов ХХ века во главе театра стояли народные артисты России Б. Ватаев и Г. Хугаев. В афише театра значились спектакли: «Богатый дом», «Чепена», «Покровитель дома», «Туальская красавица», «Наемный вождь» Г. Хугаева, «Санаты Сем» Ш. Джигкаева, «Невестки Зали» Н. Саламова, «Чери» Г. Чеджемова, «Свет семи солнц» Г. Тедеева и др. В 2000 г. осуществлена постановка пьесы «Горькие рифмы», посвященная жизни и деятельности Коста Хетагурова. Исполнитель роли Коста А. Галаов, режиссер-постановщик Р. Бекоева, художник З. Дзахова и авторы пьесы К. Мецаев и Б. Черчесов стали лауреатами Государственной премии им. К. Хетагурова.
Главной проблемой осетинского театра в последнее десятилетие ХХ века становится отсутствие в репертуаре театра профессиональной современной национальной пьесы. Стремление к сохранению национальной самобытности порой заставляет театр обращаться к пьесам, утверждающим архаику и изжившие себя традиции. Эта тенденция, не соответствующая новому времени, сохраняющая старые формы и проблематику под лозунгом защиты лучших национальных традиций театра прошлых лет, во многом затормозила развитие и обновление театра.
Отношение к понятию «традиция» в современном театре стало предметом широкого и всестороннего анализа на «круглом столе», состоявшемся при участии ведущих критиков – театроведов России в период проведения I и II фестивалей национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ», прошедших во Владикавказе осенью 2000 и 2002 гг.
Эти фестивали, организованные Союзами театральных деятелей РФ и РСО – Алания и Министерствами культуры РФ и РСО – Алания, стали событием владикавказской осени 2000 и 2002 гг. Их участниками были представители всех театров Северного Кавказа. Они продемонстрировали общность народов и потребность к взаимообогащению через культурные связи.
Этот форум внес значительный вклад как в художественную театрально-сценическую культуру России, так и в дело сохранения мира и стабильности на Кавказе.
Рядом с ведущими театрами республики обретают творческую жизнь Дигорский драматический театр, который возглавил заслуженный деятель искусств РСО – Алания Д. Темиряев, театр «Нарты» под руководством А. Дзиваева, объединивший в себе цирковое, драматическое и хореографическое искусство, молодежная театр-студия «Амран».
Говоря о развитии и обновлении традиции в осетинском искусстве, поиске новых выразительных средств, нельзя не отметить постановки театра «Арвайдан». В осетинских нартских сказаниях «Арвайдан» – небесное зеркало, глядя в которое, можно видеть прошлое, настоящее и будущее. В основе этого спектакля – идея круга, череда всех проявлений жизни человека, от рождения до смерти. Завораживает причудливое смешение архаики и конструктивизма, новая для осетинского искусства эстетика, необычная пластика, под стать им мистическая музыка, соединяющая все эти элементы в единое действие. Представление алан-осетин о мироздании фиксировались визуальными знаками орнамента на каждой вещи, будь то одежда или надгробье. От старшего к младшему передавались секреты. В каждом поколении появлялись искусные мастера, творения которых свидетельствовали о высоте духа народа и пополняли национальную сокровищницу культурных достижений. Только таланту создателей обязан своим рождением самый молодой театр в Осетии «Арвайдан», нашедший собственный язык для рассказа о самобытной этнической культуре осетин. Как и всякое авангардное произведение, спектакль художника Виолы Ходовой и композитора Жанны Плиевой стал прорывом в развитии осетинского сценического искусства. Театр, отмеченный престижными премиями, стал "полномочным представителем" республики и России за рубежом. Обрядовый театр «Арвайдан» под руководством В. Ходовой в 2001 году получил премию «Золотая маска».
Актеры осетинского театра
Баллаев Владимир |
Владимир Тхапсаев |
Гогичаев Исак |
Каргинова Варвара |
Сланов Коста
|
Цирихов Петр
|
Дзугкоева Афасса
|
Ватаев Бибо
|