|
Нартский эпос
Нарткий эпос осетин – неувядаемый фольклорный шедевр.
Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои… Что такое Нарты – на их исконной родине, то есть у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности…
Жорж Дюмезиль
В самом центре Кавказа, на север и на юг от Главного Кавказского хребта, живет народ, которому в исторических и филологических изысканиях отводится роль, значительно превосходящая его нынешнюю немногочисленность. Этот народ – осетины, потомки и наследники древних скифов и сарматов, вошедшие в средневековую историю Европы и Азии под именем алан. Аланы – осетины сохранили скифскую речь и культуру, бережно пронесли сквозь тысячелетия бесценные памятники фольклора.
Одним из величественных памятников культуры скифской древности и аланского средневековья является нартский эпос, известный сегодня всему миру и вошедший в ряд великих творений человечества.
Истоки нартского эпоса восходят к III тысячелетию до н.э., к эпохе индоиранского единства, а пополнение и творческое развитие эпических сказаний продолжалось до середины о II тысячелетия н.э. Сказания о героях-нартах отразили в образной художественной форме огромный период в жизни народа – от родового строя до феодальной раздробленности на закате средневековой Аланской державы.
Древнейшей основой нартского эпоса ученые называют мифологические и религиозные представления об окружающем мире, занимающие значительное место и в героических сказаниях. По соседству с нартами живут и действуют великаны и карлики, герои сказаний на равных общаются с небожителями, спускаются в подводное царство, путешествуют по Стране Мертвых, понимают язык птиц и зверей.
Нарты – поэтический псевдоним народа, создавшего эпос и запечатлевшего в героических сказаниях идеологию, общественные отношения и личностные идеалы ранних этапов своей истории. В образах бесстрашных и жизнерадостных, свободолюбивых и мудрых героев воплощены главные качества самого народа.
Сцена, на которой разворачиваются основные события эпоса, - это раздольные степи, высокие горы, морские берега. Многообразия ландшафтов и особенности природной среды, описанные в сказаниях, характерны для территорий, населенных в древности предками осетин, - евразийских степей и Кавказа, побережья Черного и Азовского, Каспийского и Аральского морей.
Нартское общество устроено в соответствии с идеей о трех социальных функциях, характерной для всех индоиранских народов. Нарты делятся на три рода: Алагата – хранители религиозных традиций; Ахсартаггата, к которому принадлежат главные герои сказаний – доблестные воины; Бората, отличающийся многочисленностью и богатством.
Поселение Нартов состоит из трех кварталов, в которых живут эти три рода. Общественные дела решаются на нихасе – так у алан-осетин и их предков называлось народное собрание.
Хозяйственные заботы Нартов связаны со скотоводством и земледелием, наиболее почитаемым ремеслом является у них кузнечное дело. И все же любимым занятием героев эпоса были военные походы. Это соответствует реалиями скифо-сартатского и аланского времени. Вернувшись домой с богатой добычей, нарты устраивали грандиозные пиры с воинскими турнирами, песнями и танцами, чтобы затем вновь отправится в далекие страны.
«Нартский век» осетинской истории – героическая эпоха походов и войн, борьба за свободу, формирования плененных союзов и государственности. Воинская идеология и рыцарская этика пронизывают эпос, служат главными критериями оценки богатырей –нартов, их друзей и соперников. Необходимыми качествами мужчины – воина считались храбрость в сражении, умеренность в пище и уважение к женщине.
Сказания о нартах хранят множество деталей и сюжетов, совпадающих с описаниями скифских и аланских обычаев, а также названия многих стран и народов, с которыми историческая судьба сводила предков осетин. В то же время повседневная домашняя жизнь нартов, как она отражена в сказаниях, почти не отличается от старого осетинского быта, каким помнит его старшее поколение наших современников. Не случайно нартских эпос часто именуют энциклопедией осетинской жизни. Он и в самом деле является хранителем культуры народа, фольклорным памятником великим героям и событиями прошлого, собранием образов, на которых воспитывались сотни поколений.
«Нарты, - пишет известный исследователь осетинского фольклора профессор Василий Абаев, - это поэтический псевдоним самих создателей эпоса, алан. Нартский эпос – это поэтизированная и фантастическая автобиография народа в древнейший, овеянный мифами и легендами период его жизни». В сказаниях о нартах осетины воспевали не отвлеченные мифологические образы, это была своеобразная летопись народа, повествующая о его жизни и борьбе, мечтах и стремлениях, о борцах за народное счастье. Передаваемые из уст в уста нартовские сказания составляли часть жизни осетин, в свою очередь, жизнь давала материал для эпоса. Образы могущественных нартских героев глубоко почитались в народе, их именами нарекались новорожденные. «Быть в юности таким, как нарт Батраз, стальной рыцарь без страха и упрека, который, сокрушив земных врагов, обращает стрелы против небесных сил; быть в старости как нарт Урузмаг, мудрый и щедрый патриарх, чье слово ценится на совете и кто не уступает молодым в минуту опасности; быть такой женщиной, как Шатана, вещая и прозорливая мать народа, чьи руки символ изобилия и хлебосольства, чей ум в трудные минуты спасает нартов, затмевая ум мужчин, - вот идеал, который еще в недавнем прошлом стоял перед каждым осетином и каждой осетинкой». Именно неразрывной связью с жизнью народа следует объяснять человечность образов, выведенных в эпосе. Героям нартских сказаний «ничто человеческое не чуждо». Это не богоподобные герои, а простые смертные, если же они вступают в битву с небожителями, то это говорит лишь об их врожденной любви к свободе. «Чем бесславная жизнь, лучше гибель со славой», - заявляют нарты перед лицом опасности.
Как любой подлинно народный эпос, нартские сказания не сведены в застывшую эпопею с единым сюжетом. Их объединяет целостность иного рода – внутреннее единство образов, стиля, идейного содержания. По именам главных героев нартский делится на циклы сказаний – об Уархаге и его сыновьях, о Шатане и Урызмаге, Сослане, Сырдоне, Хамыце и Батразе, Ацамазе и других славных нартах.
Не иначе, как чудом, хочется назвать удивительную судьбу нартских сказаний, которые дошли до нашего времени благодаря народным певцам, передававшим их из уст в уста, из поколения в поколение. Лучшие сказители – Гаха Сланов, Дзарах Саулаев, Кертиби Кертибиев, Иналдыко Каллагов, Леуан Бегизов и другие – знали на память десятки эпических сюжетов. Сказания исполнялись нараспев под аккомпанемент арфы или кисын-фандыра. Им с одинаковым упоением внимали в крестьянских домах и замках знати, на шумных пирах и сельском нихасе, где под вечер собиралось местное общество. Соревнования лучших сказителей становились, как правило, венцом народных праздников.
Первые записи нартских сказаний относятся к 60-м годам ХIX в. Пионерами в изучении национальной культуры и фольклора, приступившими к сбору эпических текстов, были Василий Цораев, Гацир и Джантемир Шанаевы. Они нашли много последователей в среде осетинской интеллигенции. Нельзя не отметить с признательностью имена А. Кайтмазова, И. Собиева, С. Туккаева, М. Гарданова, Г. Гуриева, Ц. Амбалова, М. Туганова и других деятелей осетинской культуры, записавших великолепные образцы эпического творчества.
К первой четверти XX века была проведена огромная работа по выявлению фольклорных текстов, был создан правительственный Нартский комитет, началась планомерная и целенаправленная государственная деятельность по сбору, научному исследованию, систематизации и подготовке нартских сказаний к изданию. Во все районы Осетии были посланы фольклорные экспедиции, проводились регистрация и извлечение сказаний. Итогом всей этой работы стали стали создание и публикация в 1946 г. сводного текста нартских сказаний в прозаической форме на осетинском языке. Это знаменательное событие, имевшее общенародный резонанс, повлияло на все сферы культурной жизни Осетии. Сводный текст послужил основой для перевода нартских сказаний на русский язык, осуществленного Юрием Либединским, и впервые изданного в 1948 г.
В 1965 г. в издаваемой ЮНЕСКО серии выдающихся произведений мировой литературы и фольклора вышел выполненный Жоржем Дюмезилем французский перевод нартских сказаний. В наши дни продолжается кропотливая и ответственная работа по изданию никогда ранее не публиковавшихся вариантов сказаний на разные языки мира. Прочную же основу для изучения осетинского языка и фольклора заложил в конце XIX века выдающийся русский ученый Всеволод Миллер. Его работы стимулировали обращение культурной элиты Осетии к собиранию и изучению нартских сказаний. Неоценимый вклад в исследование нартского эпоса внесли выдающиеся языковеды и фольклористы XX в. француз Жорж Дюмезиль, осетин Васо Абаев, трудами которых сказания о нартах приобрели мировую известность. Значительные исследовательские работы нартоведов нового поколения изданы в последние годы как в нашей стране, так и за рубежом.
Материал публикуется по книгам
Осетинские нартские сказания
Москва-Владикавказ 2001
Сказания о нартах
Москва «Советская Россия» 1978
|
|