|
Осетины в Москве
|
Махарбек Туганов. Осетины в Турции. |
Миграции или отходничество осетин имеют давние традиции. Особенно массовыми они были в XIX – XX вв. Причина миграции осетин такая же, как и у других народов Северного Кавказа – малоземелье и демографический фактор. Во второй половине XIX века еще одним стимулом стали последствия Кавказской войны и агитации к махаджирству (переселению) со стороны Турции. По косвенным данным с 1859 по 1860 г. в Турцию переселилось 90 семей (около 3 тысяч осетин-мусульман), весной 1861 г. получили разрешение на переселение еще 150 семей Тагаурии. Однако, покинув свою родину горцы-переселенцы столкнулись с неимоверными трудностями, многие погибли в пути.
В настоящее время в Турции проживают около 20 тысяч осетин. Осетины-мигранты в XIX – в первой половине XX вв. несколькими переселенческими волнами расселялись в Российской империи и далеко за ее пределами – в Северной Америке, Китае, а после
|
Махарбек Туганов. Осетины в Турции. Из цикла иллюстраций к стихотворению Т. Мамсурова |
окончания гражданской войны – в Венгрии, Чехословакии и т.д.
Москва, как и многие столицы и мегаполисы, является полиэтничным городом. Став в XIV в. основой объединения русских земель, она начала формироваться именно в таком качестве. В конце XIV начале XVII вв. в документах среди жителей столицы, кроме других народов, стали упоминаться и выходцы с Кавказа, среди которых были и осетины. К большому сожалению, о первых переселенцах, живших в Москве, имеются лишь отрывочные сведения. Их численность, видимо, была невелика. Первые осетины поселились в Москве вскоре после 1774 года, т.е. после присоединения Северной Осетии к России. В основном, это были военные. Сведений о численности осетин в Москве нет вплоть до первой Всероссийской переписи 1897 г. При общей численности населения столицы в 1,038,591 человек осетин было всего 47 человек. Трудовая миграция вряд ли имела место. Основной целью приезда было получение образования.
Дети из привилегированных осетинских сословий, получившие среднее образование в открытых в Осетии гимназиях, реальных училищах, техникуме путей сообщения, кадетском корпусе, учительской семинарии и учительском институте, в дальнейшем стремились получить высшее образование не только в Москве, но и Петербурге, Киеве, Тифлисе, Баку, Ростове и других городах России.
Известно, что в конце 60-70-х XIX гг. в Москве и в Петербурге обучалось несколько студентов из Северной Осетии: Инд Шанаев, Ибрагим Шанаев, Х. Тускаев, А. Ардасенов, Д. Сохиев, Е. Газданов, М.Абациев, М. Баев. Некоторые из них принимали активное участие в уличных забастовках студентов Петербурга. В предреволюционные годы членом Московской организации большевиков был Г.А. Цаголов.
В начале XX в. Москве в театре Корша работал А.А. Туганов – один из первых осетинских профессиональных деятелей театрального искусства. В 1908 г. Б. Тотров учился в частном музыкально-драматическом училище Кедхудовой в Москве, а затем в классе актера Малого театра Ф.П. Горева.
По переписи 1926 г. численность осетин в Москве выросла до 413 человек. После Октябрьской революции 1917 г. осетины продолжали получать образование в столице. Фактически здесь училась и формировалась новая осетинская интеллигенция (поэты, юристы, учителя, инженеры, агрономы, журналисты и т.д.). Некоторые из них принимали участие в советском национальном строительстве. Осетины активно включились в новую жизнь в стране.
В 1923г. 100 передовиков сельского производства посетили Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве. Ежегодно десятки людей отправлялись на учебу в университеты Москвы, Ленинграда, Ростова и других городов. В 1926 г. было на учебу из Осетии было командировано 85 человек ( из них 20 человек – в Закавказье, остальные в города России и в Москву. В 30-е XX в. осетины не только учились в вузах Москвы, но были среди строителей Московского метрополитена.
Интерес к театральному искусству, проявившийся у осетин еще в XIX в. реализовался в XX в., когда в ноябре 1935 г. был открыт первый осетинский, профессиональный театр. Коллектив театра был подготовлен осетинской драматической студией, специально открытой при Московском институте театрального искусства им. А.В. Луначарского. Руководителями студии были народные артисты РСФСР В.Я. Станицын и И.М. Раевский. В 1940 г. в национальную студию Московской консерватории им. П.И. Чайковского были приняты 15 юношей и девушек из Северной Осетии. Они обучались по классам сольного пения, истории и теории музыки, хорового дирижирования.
Осетины, еще до Великой Отечественной войны, обосновавшиеся в столице, сразу после ее начала ушли на фронт, участвовали в битве под Москвой, многие погибли в ходе военных действий, но дошли до Берлина, принимали участие в параде Победы на Красной площади осенью 1945 года. Вернувшись, фронтовики продолжили работать в столице. Некоторая часть осетин, получившая во время войны военные специальности, была переведена в Москву для работы в военных ведомствах.
На протяжении многих послевоенных лет Москва была закрыта для трудовых мигрантов. Привлечение трудовых мигрантов шло за счет представителей средней полосы России. Осетинская молодежь в послевоенное время, как и в конце XIX в., приезжала в Москву, с целью получения образования. Часть приезжей молодежи возвращалась на родину, но значительная часть прогрессивной молодежи оставалась в Москве на постоянное место жительства, пополняя ряды москвичей. И рост численности осетин в столице в 70-е-80-е гг. XX в. стал уже заметнее.
Осетинская община в Москве составляет более 10 тыс. человек (около 2 тыс. семей). Но неофициальная версия утверждает, что осетин в Москве около 50 тысяч.
Впервые в Москве осетины объединились в землячество в 50-е гг. XX в. Это была первая послевоенная волна осетинской молодежи, которая приезжала в столицу для получения высшего образования. Именно они стали инициаторами объединения, которое правильнее назвать землячеством.
В 80-90-е гг. прошлого века появляются новые осетинские объединения и общественные организации. Но это был способ встречаться, обмениваться впечатлениями, отмечать праздники. Впервые юридически уже в качестве общины объединение было зарегистрировано в 1994 году. К сожалению, списки тех, кто вошел в общину во время ее основания, не сохранились.
Но основателями ее были осетины – москвичи. Окончательное оформление общины произошло в 1998 году. Среди тех, кто активно поддержал деятельность общины были Б. Цаликов, К. Кокиев, В. Джиоев, Ч. Мириков, Б. Кайтуков и многие другие. В разные годы возглавляли общину видные деятели науки и искусства: академик Т.Т. Березов – вице-президент биохимического общества СССР, затем РФ, профессор кафедры биохимии РХ ДН; народный артист СССР И.А. Кантемиров, представитель прославленной династии мастеров конного спорта и циркового искусства; А.М.Торчинов – доктор медицинских наук, профессор 2-го Московского медицинского института им. Пирогова. В настоящее время общину возглавляет В.В. Каболов. Исполнительным директором Осетинского Культурного центра многие годы является Т.В. Бедоева – искусствовед, специалист по живописи народов Кавказа.
По своей сути это уже новая организация, хотя некоторые из тех студентов, которые создавали в 50-е гг. землячество, остались работать в Москве, составив интеллектуальную элиту не только осетинского сообщества, но и столицы в целом.
Руководящий орган общины – Совет, состоящий из 27 человек. Членами общины являются осетины-москвичи, постоянно живущие в Москве. Официально зарегистрированы в ее составе 300 человек. Это небольшая часть осетин- москвичей, но двери общины открыты для всех. Основная цель объединения – сохранение самобытной национальной осетинской культуры и традиций, поддержание взаимосвязей с Республикой Северная Осетия-Алания, проведение юбилейных вечеров, художественных выставок, презентаций изданий, посвященных Осетии.
Особенно тяжелые испытания пришлись на тот период, когда Община вместе с Постоянным представительством РСО – Алания при Президенте РФ стала центром притяжения всех осетин Москвы, взяв на себя всю работу по оказанию помощи пострадавшим в Беслане. Трагедия в Беслане консолидировала осетин: каждый почувствовал свою ответственность и обязательства перед пострадавшими, значительная часть которых оказалась в московских больницах.
С 2000 года Община совместно с Постоянным представительством РСО – Алания выпускает свою газету «Москва-Алания». Тираж ее невелик, но она пользуется большой популярностью.
Своеобразной формой работы с детьми и приобщение их к культуре осетинского народа стало создание в 1991 г. ансамбля народного танца «Алания» с профессионально подобранным педагогическим коллективом. В составе коллектива более 100 детей от 4 до 18 лет. Коллектив нередко приглашается в Северную Осетию для выступлений, что приобщает молодое поколение к традициям этноса, дает возможность языковой практики.
Кроме того, есть праздники, которые являются значительными событиями в жизни каждого осетина, а в общине их всегда отмечают особенно торжественно. Хетаджы Бон (день Хетага – второе воскресенье июля) и Джеоргуба (День святого Георгия- ноябрь). На праздновании дня Хетага присутствуют все. Но в день Святого Георгия – покровителя мужчин, воинов и путиков присутствуют только мужчины. Женщины здесь редчайшее исключение.
Потребность в межличностных отношениях решается благодаря землячествам, которые создаются осетинскими студентами на базе вузов, в которых они учатся. Самыми многочисленными являются осетинские землячества в РУДН им. П. Лумумбы и Налоговой Академии (соответственно 250 и 150 человек). Существует организация студентов и в Высшей школе экономики («Alania HSE»). Среди учащейся молодежи не только осетины, приехавшие из Северной Осетии, но и осетины – коренные москвичи. Именно для них организация землячества стала еще одной возможностью совершенствования, а порой и изучения осетинского языка. Землячество осетинских студентов МГУ им. М.В. Ломоносова (57 человек) организовало курсы осетинского языка, посещают которые не только осетины.
В октябре 2003 г. была образована молодежная общественная организация «Ассоциация молодежи Осетии». Основные цели Ассоциации – укрепление единства и сплоченности молодежи, выходцев из Осетии независимо от их национальной принадлежности. Ассоциация является организатором осетинских молодежных землячеств.
Лидеры и участники осетинских молодежных землячеств совместно с Постоянным представительством РСО – Алания при Президенте РФ и Московской осетинской общиной стали инициаторами создания Союза осетинской молодежи (СМОМ). В здании Правительства Москвы состоялась учредительная конференция СМОМ «Аланы». Впервые была создана организация, объединяющая всю осетинскую молодежь Москвы. Основная деятельность Союза направлена на оказание поддержки инициатив осетинской молодежи во всех сферах жизни: в развитии национальной культуры, образования, науки, спорта; а также помощи в создании благоприятных условий для жизни пострадавшим в результате конфликтов, стихийных бедствий и т.д. На учредительной конференции СМОМ «Аланы» был принят устав организации. В состав Союза вошел 31 человек, из которых 18 являются делегатами от организаций Москвы и Московской области. На учредительной конференции присутствовало около 650 человек. Среди них были представители Правительств Северной и Южной Осетии, а также старшее поколение.
Московские осетины, представляя часть осетинского народа, одновременно являются и жителями столичного мегаполиса – Москвы. Под воздействием новых этносоциальных условий происходит трансформация многих черт культуры и быта осетин. В то же время значительная часть осетин, приток новых мигрантов и периодические контакты с этническим ядром – Осетией способствуют сохранению этнокультурных отличий и этнического самосознания осетин, прежде всего среде мигрантов первого поколения. Это особенно важно, так как осетины – уроженцы Москвы быстрее утрачивают этнокультурную специфику.
Социально-профессиональная структура населения Москвы разнообразна. То же характеризует и осетинскую общину столицы. Неоднородность группы усиливается особенностями ее формирования из мигрантов разных «волн». Удовлетворение потребности в этнокультуре информационно происходит через усиление родственного и дружеского общения, через некоторое оживление элементов традиционной духовной культуры.
Для многих представителей осетинской молодежи характерно удовлетворение этнокультурных потребностей через активное приобщение к национальной культуре, музыке, танцам.
В среде московских осетин наблюдаются этнические процессы разного характера. Заметны ассимиляционные процессы уже во втором поколении московских осетин, и глубоко затронувшие третье поколение. С другой стороны, наблюдается внутриэтническая консолидация, характеризующая усиление этнического самосознания, интереса к этнокультурным традициям осетинского народа.
МГУ им. М.В. Ломоносова Исторический факультет Кафедра этнологии Информационно-аналитический бюллетень ЕвроАзия 2006 год
Версия для печати
|
|