Только тринадцать из 54 стратегий субъектов Российской Федерации соответствуют требованиям, предъявляемым к документам стратегического планирования, заявил на пресс-конференции заместитель Министра регионального развития Владимир Дедюхин. Причем качество документов стратегического планирования не зависит от того, является ли субъект регионом-донором или нет, а только от заинтересованности, способности стратегически мыслить органов власти на местах.
Министерство регионального развития Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации провели Всероссийскую конференцию «Стратегия регионального развития России» в минувшую пятницу, 2 февраля. На ней были обобщены разработки ведущих специалистов, касающиеся политики регионального развития России. Эта конференция приобретает особенную значимость, поскольку необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны подчеркнул в своем выступлении 20 июня 2006 года на заседании Совета Безопасности Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Заместитель министра регионального развития Российской Федерации Владимир Дедюхин на пресс-конференции рассказал о первых результатах и основных направлениях деятельности субъектов Российской Федерации по региональному социально-экономическому развитию. Если раньше приходилось убеждать руководителей разного уровня, в субъектах и в федеральном центре, в необходимости стратегического планирования, то сегодня ситуация изменилась, заявил в начале пресс-конференции Владимир Дедюхин.
С июля 2005 года, когда началось рассмотрение документов стратегического планирования регионального уровня, рассмотрены документы уже 54 субъектов Российской Федерации.
Владимир Дедюхин выделил наиболее заметные из общего числа разработанных стратегий. Это Тюменская область, представившая стратегию диверсификации экономики региона; Астраханская область, предполагающая сосредоточить свои ресурсы на развитии электроэнергетики и судостроения, глубокой переработке углеводородного сырья; Нижегородская область, в которой делают ставку на развитие высоких технологий, современной медицины, устойчивого энергоснабжения региона, развитие выставочно-ярмарочной деятельности.
Чрезвычайно интересными оказались материалы, подготовленные Республикой Саха (Якутия). Власти Якутии ориентируются на развитие южно-якутского территориально производственного комплекса, освоение крупных газоконденсатных месторождений и месторождений каменного угля. Кроме этого предлагается и глубокая переработка отдельных видов полезных ископаемых.
Очень интересная работа представлена администрацией Вологодской области. Разработчики продемонстрировали перспективные проекты по развитию агломерации Вологда-Череповец. Интересен проект экономической зоны промышленно-производственного типа в Шексне и ряд других объектов.
Огорчила Республика Дагестан. Она представила просто набор инвестиционных проектов, не увязав их между собой, не учитывая интересов соседей. Стратегия отправлена на доработку. Сахалинская область также слабо подготовила документы по стратегическому планированию.
Уже сегодня разработка стратегии развития территории — не просто формальное требование. Сами субъекты чувствуют заинтересованность и внимание федерального центра. На протяжении всего 2006 года на заседаниях Правительства Российской Федерации изучались вопросы социально-экономического развития субъектов. К рассмотрению предлагались те регионы, где были разработаны стратегические документы. Всего рассмотрено девять субъектов.
В этом году заседания Правительства по вопросам социально-экономического развития субъектов продолжатся. На первую половину 2007 уже запланировано рассмотрение стратегий Калининградской, Кемеровской, Иркутской, Свердловской областей, а также Республик Саха и Северная Осетия.