Министерство регионального развития РФ представило в Правительство РФ проект комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.
Документ был подготовлен по инициативе заместителя Председателя Правительства РФ, Полномочного представителя Президента РФ в СКФО Александра Хлопонина.
«Северный Кавказ как территория роста» - таков негласный девиз стратегии, которая должна ответить на главные вызовы и угрозы региона. Это - клановость, коррупция, ориентация на натуральные формы хозяйства, этнический сепаратизм, религиозный радикализм, профессиональная деквалификация и склонность к иждивенчеству части населения.
Доходы консолидированного бюджета регионов округа в 2008 году составили 163,3 млрд руб., превысив расходы на 8,7 млрд руб. Впрочем, основной источник доходов регионов СКФО составляют так называемые «безвозмездные поступления». При этом в регионах Северного Кавказа собирается лишь 1,18% всех российских налогов.
В стратегии определено три базовых сценария развития Северного Кавказа: инерционный, базовый и оптимальный. К реализации предлагается оптимальный сценарий, который, согласно замыслу разработчиков, должен быть осуществлен в два этапа.
В 2010-2012 годах акцент будет сделан на запуск приоритетных проектов экономического развития и улучшение инвестиционного климата. 2013-2025 годы названы в документе «фазой активного роста».
Предполагается, что в регионе будут сформированы четыре основных кластера.
Это туристско-рекреационный комплекс, включающий в себя такие направления, как лечебно-оздоровительный, горный и пляжный виды туризма. В числе приоритетных проектов в этой сфере названо и строительство горнолыжного курорта «Мамисон» в Северной Осетии.
Значительное внимание в стратегии уделено развитию транспортного комплекса региона. Одним из важнейших проектов в этой области станет создание Транскавказского туристического маршрута «Владикавказ — Анапа» и дорог, в том числе — железнодорожных, ведущих через территорию Северной Осетии в государства Закавказья и Ближнего Востока.
Третьим кластером, создание которого позволит Северному Кавказа выйти на траекторию устойчивого роста, является мощный банковский сектор. «В СКФО надо увеличивать количество банков. Должны быть установлены более лояльные нормы размера собственного капитала для небольших региональных банков. Необходимо также проработать процедуры, позволяющие банкам с меньшим капиталом участвовать в аукционах Минфина и получать субординированные кредиты», - отмечают авторы стратегии.
Четвертое направление развития экономики Северного Кавказа — электроэнергетика. Износ электрических сетей в округе составляет 60-70%.
Ответственным за реализацию стратегии социально-экономического развития СКФО должен стать северокавказский институт развития наподобие Внешэкономбанка (ВЭБ), говорится в документе. Наблюдательный совет этого института должен формироваться из федеральных и региональных чиновников, бизнесменов, а руководить им будет полпред Президента в СКФО Александр Хлопонин.
Капитал этого учреждения предполагается сформировать за счет средств ВЭБа, крупнейших российских банков и федерального бюджета. Размер уставного капитала должен составлять до 10% инвестиций, необходимых для приоритетных проектов. Предполагается, что северокавказский ВЭБ будет софинансировать приоритетные проекты региона, управлять гарантийным фондом для инвесторов, реализовывать программы льготной ипотеки и выполнять функции агента правительства по предоставлению государственных гарантий компаниям.
При этом в каждом регионе Северного Кавказа должно быть свое агентство по привлечению инвестиций, которое будет подразделением северокавказского ВЭБа или его дочерней компанией, говорится в стратегии. Они будут искать инвесторов и продвигать инвестиционные проекты.
Для более активного привлечения инвестиций в экономику СКФО на Северном Кавказе необходимо создать сеть закрытых паевых инвестфондов. Якорными пайщиками фондов могут выступать крупные финансовые институты и частные компании, имеющие бизнес-интересы на соответствующих территориях.
В стратегии предложено также создавать в регионах зоны территориального развития (ЗТР), которые будут наделены правом предоставлять различные виды государственной поддержки.