Михаил Саакашвили поднял глаза к небу и увидел в нем темнеющий крест самолета: «О, Боже, русские!». В этот миг грузинский президент даже забыл о том, что и у его страны тоже есть самолеты. Видимо, один из них и охранял сверху высокую миссию в город Гори, осуществленную 11 августа вместе с министром иностранных дел Франции Бернаром Кушнером. Сопровождавшие их иностранные журналисты призваны были увидеть варварство российских бомбежек.
Однако масштаб «варварства» несколько разочаровал, поскольку российская авиация била только по военным целям, а никак не по жилым кварталам родного города Иосифа Сталина. Правда, коллеги из СNN, не стесняясь, использовали нечистоплотный прием подтасовки кадров, когда развалины уничтоженного Цхинвали выдавались за разрушения в городе Гори. Но это – уже область профессиональной совести.
Все же главное событие поджидало телекамеры в тот миг, когда грузинский президент увидел в небе самолет. Ужас исказил его холеное лицо, и, забыв о мужском (ладно уж о президентском!) достоинстве, Саакашвили бросился бежать со скоростью олимпийца, несущегося по дорожке китайского «Птичьего гнезда». Во всяком случае, охрана едва догнала вверенное ей «тело». А потом, она грубо повалила его, как валят преступников, набросила защитную попонку и прикрыла суверена своим «живым щитом». Картина, которую наблюдал весь мир, выглядела комично и одновременно озадачивала, поскольку реакция Саакашвили на мнимую опасность явно была неадекватной.
За все человечество, конечно, невозможно поручиться, но женщин этот грузинский джигит – явно разочаровал. Несмотря на то, что цивилизация все больше нивелирует понятие истинного мужества, женщины все же знают ему цену и не прощают трусости особам сильного пола. Тем более трусость компрометирует образ национального лидера. «Лидер должен являть собой образ твердого духа и спокойной силы», - сказал когда-то французский президент Франсуа Миттеран. Саакашвили не может похвалиться ни тем, ни другим.
Комплекс страха часто выдает людей психически неполноценных. Трусливые люди склонны прятать свою «слабину» за внешним пафосом, экспрессивными речами, призывающими других «голыми руками выгребать каштаны из огня».
К месту вспомнить о том, что два года назад семь психиатрических клиник мира дали скандальное заключение о психическом здоровье Михаила Саакашвили, об этом широко сообщала мировая пресса. Сегодня только удивляешься, насколько врачи были правы.
Медицинская оценка поведения лидера страны заботила, прежде всего – грузин. Кто-то из них «сделал заказ» и оплатил счет (кто именно – осталось тайной). По сообщению «Новостной рассылки» российского политического объединения «Новые правые», психологическое исследование провели Психиатрический Центр Тонсберга (Орснесал, Норвегия), Национальный общественный институт здравоохранения (Осло, Норвегия), Департамент по психиатрии (Финляндия), Центр нервных заболеваний, университет Кристиана Альбрехта (Кельн, Германия), Департамент по психиатрии, Женевский университет ( Швейцария), Департамент по психоанализу и психотерапии, медицинская школа Венского университета (Австрия), Департамент по клинической психологии, Амстердамский университет (Нидерланды).
Медицинские эксперты пришли к выводу, что у Михаила Саакашвили есть психические отклонения. Одной из причин медики называют тот факт, что его родители разошлись еще до рождения ребенка, и рос он с матерью. «Из-за глубокой эмоциональной травмы, перенесенной в детстве, он стал по отношению к родному отцу негативной и агрессивной личностью», - говорится в заключительной части исследований врачей.
Отношения не складывались и с отчимом, Михаила не любили школьные друзья. Между тем, учился он хорошо, закончил школу с золотой медалью, однако в Тбилиси не остался, а уехал учиться в Киев, где окончил Университет международных отношений. Саакашвили был одержим учебой, совершенствовался еще в трех университетах: Страсбургском международном институте прав человека, Колумбийском университете и Университете Джорджа Вашингтона (США). Кроме того, прошел стажировку в Академии европейского права во Флоренции и в Гаагской академии международного права.
Переполненный образованием, Саакашвили реализовывал его в адвокатской практике в разных зарубежных странах. В 1995 году, насквозь европеизированный и американизированный, он вернулся в Грузию, получив пост в Грузинском комитете по защите прав человека. Под покровительством президента Э. Шеварднадзе он довольно энергично наращивал карьеру, став в 1999 году парламентарием, а еще через год – вице-президентом Совета Европейской межпарламентской ассамблеи.
Чудеса начались, когда Саакашвили снова вернулся домой и возглавил министерство юстиции. Сначала шок вызвало его предложение провести поголовное наркологическое тестирование всех сотрудников, а потом он инициировал экскурсию школьников в тюрьмы, где они познакомились со смертниками. Правда, были и попытки благого содержания: Саакашвили выступал за конфискацию имущества госслужащих, если они не смогут доказать законность его происхождения. Но это был всего лишь популистский порыв. Став президентом, он без стеснения поставил для родителей своей жены фешенебельный дом на территории заповедника Чопорти, недалеко от Тбилиси. Как заявил тогда заместитель губернатора региона Мцхета-Мтианети Бесо Сабашвили, «права на строительство дома на данной территории никто не давал, к тому же все делается на государственные деньги.
Не найдя удовлетворения в своей министерской деятельности, Саакашвили подал в отставку и – стремительно двинулся по политической лестнице к власти. Создав партию «Национальное движение Грузии», он сделал все, чтобы сместить действующего президента Э.Шеварднадзе, который раньше во всем его поддерживал. «Летели головы» и всех других соперников, встречавшихся на пути. Все время правления Саакашвили сопровождается внутренними политическими интригами, арестами, акциями протеста и митингами, которые разгонялись силовиками.
Здесь стоит вернуться к заключению психиатров и привести еще одну впечатляющую цитату: «Саакашвили представляет собой тип, обладающий свойствами внутренней напряженности, нервозности, подозрительности и эмоциональной неуравновешенности. Его жестикуляция, манера походки, поза и телосложение не соответствуют никакой норме. Когда он чувствует, что ему не отдают должного уважения, он начинает фокусироваться на собственной гордости и достоинстве… Его характеризует спонтанность, свободное поведение и свойства шоумена, что очень характерно для истероидных типажей».
Мания величия, самоуверенность, натиск так и прут от Саакашвили, появляющегося на экране. Врачи называют это «навязчивым или маниакальным синдромом». Вывод, сделанный профессионалами психиатрии два года назад, сегодня широко иллюстрируется картинками из жизни: «Саакашвили настолько одержим внутренней страстью и желанием утвердить себя, что не может оценить ценности общества…В стремлении к власти Саакашвили может легко потерять чувство опасности и страха за собственное решение, что, возможно, вызовет серьезное провоцирование проблем, включая политические и военные конфликты».
Властное кресло, видимо, способствовало тому, что болезненные задатки натуры Саакашвили превратили его в безответственного политикана, легко взявшего на себя грех убийцы тысяч жертв во имя фобии «территориальной целостности». Он не хотел тратить времени и своих извилин на «каких-то» осетин. Геноцид был выбран сознательно, достаточно напомнить, что план нападения на Южную Осетию носил код «Чистое поле». Стояла задача применить тактику выжженной земли, «вернуть» ее Грузии в первозданном виде, безо всего живого, и главным образом – без людей.
Но осетины вовсе не захватывали грузинской территории: в этом месте они живут более 700 лет, с тех пор, как, под натиском монголо-татар перешли Кавказский хребет и поселились на южном склоне. По всем нормам международного права, это – их законная земля, политая многовековым потом и кровью народа.
После «революции роз», приведшей Саакашвили к власти, он получил прозвище «витязь в розовой шкуре» (перефраз от «Витязя в тигровой шкуре», поэмы великого грузинского классика XII века Шота Руставели). Называться «витязем» Саакашвили не позволяет трусость, которую он продемонстрировал всему миру. Он, скорее, трус в «розовой шкуре». Интересно, кто надоумил его вооружиться розами, затевая политический переворот? Говорят, к розам неравнодушна его жена-голландка. Но к ним испытывает также слабость и американский президент Буш…
Объясняя «розовую символику», имиджмейкеры Саакашвили старались романтизировать натуру своего вождя, исповедующего «высокие, благородные цели». И вот одна из них достигнута – геноцид югоосетин осуществлен. Теперь тени невинно погубленных будут являться Саакашвили во сне.
Татьяна Синицына, обозреватель РИА "Новости"