Приводим стенограмму пресс-конференции Главы РСО-Алания Таймураза Мамсурова, состоявшейся 28 июня 2007 года в РИА Новости.
Таймураз Мамсуров:
Я хочу поблагодарить вас за то, что вы пришли на эту встречу. Только что вернулся с заседания Правительства. Должен сказать, что считаю крайне позитивным то, что в практику последних лет работы Правительства РФ вошло рассмотрение вопросов социально-экономического развития регионов.
До Северной Осетии уже десяток руководителей отчитались перед Правительством РФ, сегодня пришла и моя очередь. Врать, петь оды себе и тому, что ты делаешь, там нельзя и невозможно. Оценка того, что происходит сейчас в Осетии, была дана положительная.
Это второй случай, когда работа руководства субъекта была одобрена. Но это не значит, что не было критики. Обсуждение проходило в конструктивной атмосфере.
Сегодня жить без планирования, не ставить перед собой сроки достижения целей невозможно. Каждый субъект обязан разработать программу социально-экономического развития и защитить ее.
Главное, что было отмечено на заседании Правительства – с одной из республик Юга России снято незаслуженное мнение о том, что это неспокойная территория, непривлекательная для бизнеса, тем более для зарубежного.
У нас побывало за год полтора десятка представителей федеральных органов власти. Реализовано много конкретных проектов. Большие деньги вкладывают, например, Германия и Франция. И это только начало. Уверен, что Осетию вычеркнули из числа территорий, непривлекательных для ведения бизнеса. Отечественные и зарубежные инвесторы очень прочно присутствуют в экономике республики. Мы же, в свою очередь, готовы работать с любыми добросовестными инвесторами. У нас есть ряд преимуществ – прежде всего, квалифицированные кадры. Северная Осетия сегодня – достойный, прочный и устойчивый субъект РФ, свободный от потрясений. Мы трудимся. У нас впервые за многие годы – естественный прирост населения. Сократилась детская смертность. Мы чувствуем себя достойным, надежным субъектом Российской Федерации. Ну а теперь я готов ответить на ваши вопросы.
РИА Новости: Каковы окончательные сроки ввода в эксплуатацию больницы и школы в Беслане?
Таймураз Мамсуров:
Школы в Беслане построены, все жилые дома – на 50, 60 и 30 квартир – в Беслане готовы. Планируем до конца года завершить строительство многопрофильного медицинского центра, который станет уникальным медицинским учреждением на Юге России. Сегодня речь шла о единственном бесланском объекте – строительстве очистных сооружений. После резкого обмена мнениями Михаил Фрадков дал поручение министрам решить и эту проблему. У нас нет опасений, что строительство этих сооружений станет долгостроем.
Журнал VIP Premier: Шла ли речь о трех проектах – строительстве горнолыжного курорта «Мамисон», Кавказского музыкально-культурного центра им. В. Гергиева и строительстве каскада малых ГЭС на горных реках Осетии? Как относится Правительство к этим проектам?
Таймураз Мамсуров:
Все три темы звучали. По ним было принято решение в пользу этих объектов. Владикавказ – старый город, он – часть истории России. Мы постарались его сохранить, мы его бережем, лелеем. Но в XXI веке во Владикавказе должно появиться что-то, соответствующее новым эстетическим потребностям. И центр Гергиева будет строиться Норманном Фостером, имя которого не нуждается в представлении. Мы в республике уверены, что во Владикавказе может произойти уникальное слияние нашей старой русской архитектуры XIX века с новым стилем архитектуры XXI века. Кроме функциональных возможностей, которые предоставит этот центр, его строительство преобразит город. Владикавказ выйдет, если можно так выразиться, в высшую категорию городов.
Что касается каскада Зарамагских ГЭС. На сегодняшний день республика обеспечивает себя электроэнергией на 16%. Так, конечно, жить можно, но так лучше не жить. У нас в Северной Осетии много быстрых горных рек, и мы должны использовать эти ресурсы, эту энергию. Есть два проекта – Зарамагская ГЭС и каскад малых ГЭС на горных реках. С их реализацией Осетия полностью будет себя обеспечивать электроэнергией. Хочу сказать, что это не сепаратистское намерение – обеспечить себя энергией самостоятельно. Просто так должно быть. Если есть ресурсы – почему бы их не использовать. Это будет часть российской электроэнергии.
И третий проект – «Мамисон». Он признан одним из самых перспективных. Его характеристики позволяют считать «Мамисон» идеальным курортом для разных видов туризма и спорта. Мы со времен Советского Союза накопили негативный опыт обустройства таких территорий, и сегодня у нас есть уникальный шанс учесть все ошибки при освоении таких территорий. Мы хотим подготовить этот проект без единой ошибки, чтобы он был принят инвесторами. Интерес к нему большой, объем вложений – свыше 15 млрд. рублей. Надеемся до конца года выполнить все требования по «Мамисону» и будем продавать его. Он станет уникальным рекреационным объектом.
Еженедельник «Москвичка»: За какой период Вы отчитывались? И еще – в какой области достигнуты наибольшие успехи, а где работы еще очень много?
Таймураз Мамсуров:
Я отчитывался за период с 2005 по первое полугодие 2007 года. Явных успехов в своей деятельности я не могу назвать. Впрочем, явных провалов тоже нет. Мы движемся вперед неплохими темпами. Я очень осторожно отношусь к прорывам. Есть стабильность. Лучше медленно запрягать – и быстро ехать.
РИА Новости: Таймураз Дзамбекович, как будут развиваться горные поселения Северной Осетии, исходя из концепции социально-экономического развития региона?
Таймураз Мамсуров:
Недавно во Владикавказе прошла международная конференция по устойчивому развитию горных территорий. Она проходила под эгидой ЮНЕСКО, и было принято решение открыть у нас центр по развитию горных территорий. Это значит, что весь накопленный международный опыт в этой сфере будет использован в Северной Осетии. Теперь мы будем осваивать свои горные территории, базируясь на накопленном международном опыте.
Телекомпания «Имеди» (Грузия): Как Вы оцениваете ситуацию на российско-грузинской границе? Насколько там все стабильно? Не опасаетесь ли Вы, что будет вооруженный конфликт? И второй вопрос – по поводу Санакоева. Его принимали в европейских структурах. Как Вы думаете, будет ли Россия в целом и Северный Кавказ в частности с ним сотрудничать?
Таймураз Мамсуров:
Знаете, когда так задают вопрос, хочется молиться, чтобы не было кровопролития... Я не думаю, что после всего того, что пережили народы Осетии и Грузии, есть объективные предпосылки для возобновления конфликта. Впрочем, никто ничего не может гарантировать. Не хочется конфликта. И не дай Бог, чтобы он был.
Что касается Санакоева… Я тоже несколько раз был в Брюсселе по разным поводам, но почему-то никто пресс-конференций не собирал. Я лично знаком с Димой. Он поехал в Брюссель. Говорят, он там на осетинском языке выступал. Зачем он это делал, я не знаю. Может быть, он там тосты произносил. Не знаю, чем он там занимался еще. У нас в России достаточно проблем. Нам Сочи нужно делать столицей Олимпиады, и вдруг – Дима. Мне кажется, Путин больше думает о Сочи, чем о Диме, который в Брюсселе выступает. Я его увижу когда-нибудь и спрошу, о чем он там в Брюсселе говорил. Понимаете, за Кокойты голосовали, его избрали, был референдум. Если за Диму кто-то голосовал, возможно, нужно в Южной Осетии ввести новый закон о местном самоуправлении, и Диме нужно выделить территорию, где бы он управлял.
Российские фотоновости: Осетия всегда была очень спортивным регионом. Мне посчастливилось побывать на Кубке Президента РСО-Алания. Скажите, будут ли строить новый стадион в Осетии?
Таймураз Мамсуров:
Новый стадион строиться не будет. Наш стадион «Спартак» – один из лучших в России. Не так давно ЦСКА проводил там матч Кубка УЕФА с «Маккаби». Нужно было соответсвовать требованиям УЕФА, и не только по качеству стадиона, но и по нормам безопасности. Шутка ли – израильская спецслужба МОССАД дала заключение, что можно проводить игру. Мы в Осетии можем принимать футбольные матчи любого уровня.
Кроме того, сейчас 97 представителей нашей республики являются кандидатами в олимпийскую сборную России. Там представлены спортсмены в различных видах спорта. Это и вольная борьба, и греко-римская, и фехтование, легкая и тяжелая атлетика, художественная гимнастика, таэквондо.
РИА Новости: Что Вы думаете о соглашении, подписанном между ПРООН и Правительством Японии по вопросам помощи беженцам?
Таймураз Мамсуров:
Это не первая программа в рамках ПРООН и ООН, реализуемая в нашей республике для помощи вынужденным переселенцам. У нас есть навыки работы с ними. Схема отработана. Все будет прозрачно и персонифицировано. Деньги будут распределять сами японцы. Мы с благодарностью принимаем эту помощь. Для нас это очень важно – ведь в республике 19000 беженцев. Им надо помогать. Они должны получить то, что полагается. Мы будем помогать нашим международным партнерам. И сегодня Правительство РФ дало конкретные поручения в этой области.
A Bolo (Португалия): Насколько ситуация в Южной Осетии тормозит развитие торговли между Северной и Южной Осетией и как это сказывается на экономическом развитии республик? И еще – что делает Правительство Северной Осетии для преодоления последствий осетино-ингушского конфликта?
Таймураз Мамсуров:
Что касается торговли, то непреодолимых препятствий здесь нет. Есть недостойная манера поведения – перекрывать воду, дороги. Я не вижу особых препятствий для торговли между двумя нашими республиками. И с Грузией Южная Осетия спокойно ведет торговлю. И мы тоже спокойно реализуем свои товары в Южной Осетии.
Что касается Ингушетии. Во-первых, был конфликт. За 4 дня несколько сотен человек погибло. Естественно, без последствий не обошлось. В том числе, на психологическом уровне. Тем не менее, экватор давно перейдет. Ингуши в своей массе давно вернулись в Осетию, учатся вместе с нашими детьми, работают. Но настороженность сохраняется. Еще жива память об этих трагических событиях.
Но уже выросли новые поколения. Вот недавно осетин женился на ингушке. Дети – ингуш и осетин – сидят за одной партой. И нам, политикам, не нужно мешать людям жить. Наверное, вы знаете, что сейчас в Москве идет голодовка ингушей. Уже второй или третий месяц. В чем причины голодовки – никто не знает. Надо домой возвращаться, в Осетию. Не едут почему-то. Я вам, журналистам, совершенно серьезно говорю – поезжайте в Пригородный район. Вы увидите: осетин с ингушом сидят, пьют чай, рассуждают. А напряженности нагнетается в основном в Интернете. У нас десятки тысяч писем от ингушей с просьбами. Они пишут: оставьте нас в покое, перестаньте драться за наши права, у нас все нормально, ничего нам не надо, нам так же тяжело как осетинам, русским, грузинам.
У ингушей такие же проблемы как у всех – безработица, социальная незащищенность. Но самое главное – в Ингушетии растет прекрасная молодежь. Они учатся зарубежом, они овладели иностранными языками, они работают над собой, побеждают в различных конкурсах. И эта молодежь не понимает тех, кто продолжает говорить о каком-то конфликте. Наша осетинская молодежь такая же. Они вместе в Москве собираются, у них совместные праздники – вот, представитель нашей республики в Москве, Тотоонов Александр Борисович, подтвердит. Это же важнее, чем каждый раз спрашивать: а что у вас там с осетинами? Да, нелегко, и без последствий ничего не проходит. Но важнее то, что люди отодвигаются от конфликта и идут дальше.
Радиостанция Звезда: Сейчас лето, разгар отпусков. В Осетии немало целебных курортов. Вы развиваете туристический бизнес в регионе? И вообще – безопасно ли ехать в Осетию?
Таймураз Мамсуров:
К сожалению, туризм в Осетии бизнесом в классическом понимании пока не является. И сегодня мы на заседании Правительства РФ, наверное, убедили министров в необходимости развивать туризм в Осетии. Мы готовы работать.
Что касается всех этих мифов о небезопасности, развеять эти мифы просто: нужно приехать к нам в Осетию. И все. У нас нет проблемы с безопасностью. К нам едут все.
Один из самых красивых городов России – так сегодня назвал Владикавказ Герман Греф. У нас шикарный проспект. Во Владикавказе родились Евгений Вахтангов и Павел Лисициан, Булгаков и Серафимович начинали писать свои первые произведения. Я вас всех приглашаю во Владикавказ. Это очень добрый и теплый город.