30 октября 2007 года исполняется 15 лет с момента начала осетино-ингушского конфликта. Все это время руководством двух республик при активном участии федерального центра предпринимаются активные усилия для безболезненного урегулирования постконфликтной ситуации.
Руководством Республики Северная Осетия – Алания за прошедшие с момента конфликта 15 лет предприняты огромные усилия по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта 1992 года. Эта работа продолжает оставаться важнейшим направлением деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания.
Необходимо отметить, что еще до сентября 2004 года на территорию Республики Северная Осетия-Алания были возвращены 4044 семьи (21823 человека) ингушской национальности. Бесланская трагедия внесла объяснимые коррективы в процесс урегулирования осетино-ингушского конфликта.
В апреле 2005 года был возобновлен процесс жилищного обустройства вынужденных переселенцев ингушской национальности на территории Республики Северная Осетия-Алания.
С апреля 2005 года по настоящее время еще 571 ингушская семья (2590 человек) обустроена в местах прежнего или нового жительства. Примечательно, что 93 семьи (442 человека) при этом не имели статуса вынужденного переселенца.
В общей сложности мероприятия, проведенные в постконфликтный период федеральными органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания, позволили в период с 1994 года по настоящее время обустроить в Республике Северная Осетия-Алания около 24,5 тысяч жителей ингушской национальности. За это же время более 4 тысяч вынужденных переселенцев получили помощь по обустройству вне мест прежнего проживания.
Таким образом, решена проблема возвращения более 80% от числа ингушей, проживавших в Северной Осетии до конфликта 1992 года. Известно, что по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года на территории Северной Осетии проживало 32783 гражданина ингушской национальности, а по данным Всероссийской переписи населения 2002 года – 21442 человека.
Практически завершился процесс возвращения вынужденных переселенцев в населенные пункты Владикавказ, Карца, Эзми, Чми, Редант, Балта, Спутник, Донгарон, Дачное, Куртат, в стадии завершения находится процесс возвращения людей в населенные пункты Чермен, Тарское, Камбилеевское.
Федеральной миграционной службой РФ, Правительством Республики Северная Осетия-Алания и органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания продолжается работа по содействию в жилищном обустройстве жителей населенных пунктов Октябрьское, Ир, Южный.
Более того - с целью содействия обустройству вынужденных переселенцев реализуются и другие возможности по жилищному обустройству вынужденных переселенцев, как в населенных пунктах возвращения (включая выделяемые земельные участки), так и в других местах на территории Республики Северная Осетия-Алания и Российской Федерации.
За последние годы при координирующей роли Аппарата полномочного представительства Президента РФ в ЮФО удалось решить следующие вопросы:
1) создана необходимая нормативно-правовая база по оказанию помощи вынужденным переселенцам из постконфликтной зоны;
2) проведена полная инвентаризация и согласована окончательная численность граждан ингушской национальности нуждающихся в государственной помощи (в настоящее время в Межрегиональном управлении ФМС России состоит на учете 2890 семей, или 10311 человек);
3) из этого числа граждан более 4,5 тысяч человек не располагают правоустанавливающими документами на домовладения на территории РСО-Алания и им необходимо решать вопросы жилищного обустройства в судебном порядке, а более 3 тысяч человек уже возвращены и проживают на территории Северной Осетии.
В Северной Осетии обустроен поселок Новый, в котором были размещены вынужденные переселенцы. Необходимость образования такого поселения была продиктована многочисленными обращениями вынужденных переселенцев из стихийного поселения вблизи поселка Майский, поступавшими в адрес руководства Российской Федерации, Южного федерального округа и органов власти РСО-Алания.
В сжатые сроки строительным организациям удалось создать необходимую инженерную инфраструктуру в новом поселении. Все граждане ингушской национальности были обустроены в поселке Новый исключительно на основе личных заявлений.
Впрочем, существуют внешние факторы, контрпродуктивно влияющие на процесс постконфликтного строительства. К их числу можно отнести негативную роль печатных и электронных СМИ, отдельных заявлений представителей органов государственной власти и общественности Республики Ингушетия.
В 2006 году с ингушской стороны были предприняты некоторые попытки распространить конфликтную ситуацию на территорию Москвы. Усилиями Постоянного представительства Республики Северная Осетия – Алания при Президенте РФ, органов МВД и ФСБ Российской Федерации и при помощи наших коллег из Постпредства Республики Ингушетия эти стремления были погашены.
В этой связи приходится в очередной раз констатировать ярко выраженную деструктивную роль сайта Ингушетия.Ру, переполненного националистскими и шовинистскими призывами.
Свою задачу Постоянное представительство РСО-Алания при Президенте РФ и органы государственной власти РСО-Алания видят в том, чтобы не позволить превратить Москву в площадку для выяснения отношений и провокационных, подстрекательских действий и заявлений.
К слову, представителями федеральных органов государственной власти была дана однозначно положительная оценка динамики постконфликтного урегулирования. Была отмечена особая конструктивная роль руководства Республики Северная Осетия – Алания в этом процессе.
Постепенно постконфликтная ситуация демонстрирует тенденцию к нормализации. Так, налажены культурны и информационные обмены между двумя республиками, что позволяет со сдержанным оптимизмом оценить будущее осетино-ингушских отношений.
Несмотря на все сложности, процесс постконфликтного строительства идет в положительном ключе.
В то же время руководство республики считает актуальной необходимость решения вопросов жилищного обустройства вынужденных переселенцев из стран СНГ, находящихся на территории республики Их в Осетии более 18 тысяч человек. Решение проблем данных категорий граждан напрямую связано с процессом постконфликтного строительства.
Нельзя создавать ситуацию, когда одна категория вынужденных переселенцев получает практически все, а другая влачит нищенское существование, которое в итоге напрямую отрицательно влияет на общественно-политическую ситуацию в республике и на Юге России в целом.
Памятник жертвам осетино-ингушского конфликта, установленный в с. Октябрьское Пригородного района РСО-Алания
Пресс-служба Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ