25 декабря 2007 года в информационном агентстве «Росбалт» прошел круглый стол «Россия – Грузия / XXI век», организованный медиахолдингом «Азеррос» совместно с агентством «Росбалт».
В работе круглого стола приняли участие депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин, депутат Государственной Думы РФ, директор Института политических исследований Сергей Марков, заместитель Полномочного представителя РСО-Алания при Президенте РФ Станислав Бидихов, Полномочный представитель Республики Южная Осетия в РФ Дмитрий Медоев, президент Национально-культурной автономии азербайджанцев в России Союн Садыков, президент Союза Грузин в России Михаил Хубутия, первый вице-президент Союза Армян России Георгий Тер-Газорянц, лидер грузинской центристской партии Тимур Хачишвили.
Отношения России и Грузии давно вышли за грань не только дружественных и партнерских, но и добрососедских. Уже сложно понять, готовы ли страны и элиты сделать шаги навстречу друг другу для снятия накопившихся противоречий.
Участники обсудили перспективы развития сильно испортившихся в последние годы российско-грузинских отношений в свете грядущих президентских выборов в Грузии, проблемы замороженных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
Экономические санкции, нарушившие прямое транспортное сообщение, визовый режим – всё это больно ударило по нашим народам, по деловым, дружеским и родственным связям и серьёзно мешает развитию бизнеса. Признавая, что политики Грузии немало сделали для того, чтобы испортить отношения с Россией, включая как заигрывание с США, так и постоянную антироссийскую истерию и нежелание пойти на компромисс с абхазами и осетинами, тем не менее в ходе дискуссии высказывалось мнение о том, что Россия должна быть мягче и сговорчивее. Хотя не все разделяли это мнение.
Если Сергей Марков считает, что действия России образумили грузинских силовиков и сорвали почти неминуемую войну, то Союн Садыков полагает, что такие действия только усиливают позиции антироссийских сил и приводят к тому, что Россия фактически потеряла Грузию, а значит, потеряла Кавказ. Во имя российских и грузинских отношений, ради наших народов, ради стабильности на всём Кавказе надо идти друг другу навстречу. Народы не должны страдать из-за ошибок политиков.
Константин Затулин обратил внимание грузинских коллег на то, что ни во времена существования Российской Империи, ни во времена СССР Грузия, входя в состав обоих государств, не подвергалась национальному унижению. Более того, в советской Грузии был один из самых высоких уровней жизни населения в СССР, отметил Затулин.
Полномочный представитель Республики Южная Осетия в РФ Дмитрий Медоев посетовал на то, что с 2003 года по вине грузинской стороны было сорвано 6 заседаний Смешанной контрольной комиссии, заметив, что ухудшение межгосударственных отношений между Грузией и Россией негативно сказывается на качестве переговорного процесса в рамках СКК, альтернатив которому нет.
Дмитрий Медоев также разъяснил позицию Южной Осетии по поводу предстоящих в январе 2008 года выборов Президента Грузии: участвовать в этом плебисците население Южной Осетии не будет. «У нас недавно прошли свои демократические выборы, а 2 декабря 2007 года народ Южной Осетии, 97% которого – граждане РФ, высказал поддержку партии «Единая Россия» на прошедших выборах в Государственную Думу РФ» - резюмировал Медоев.
Сергей Марков акцентировал внимание собравшихся на том, что конфликты в Южной Осетии и Абхазии – одни из самых успешно «замороженных» в мире, и Грузии следовало бы пойти по пути налаживания нормального гуманитарного и экономического сотрудничества с этими республиками.
"Ни один грузин не подпишется под признанием Абхазии и Южной Осетии. Они же в свою очередь, не войдут добровольно в состав нынешней Грузии. Для урегулирования конфликта стороны под руководством России должны разработать соответствующий проект", - заявил в ходе круглого стола председатель грузинской партии "Центристы" Тимур Хачишвили.
Он ознакомил собравшихся с рядом пунктов плана, который, по его словам, может служить сценарием урегулирования грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликта.
В частности, согласно конституции Грузии, государственными языками являются грузинский и абхазский на территории Абхазии. Если Абхазия войдет в состав Грузии, возникнет проблема, связанная с возникновением внутри государства языкового барьера. Поэтому еще одним государственным языком нужно признать русский, полагает Хачишвили.
Во-вторых, грузинская сторона должна признать суверенитет Абхазии, Южной Осетии и Аджарии, но «не для того, чтобы в Сухуми или Батуми открылось американское посольство», а для того чтобы эти независимые государства, подписав соответствующий договор, создали федеративное или конфедеративное государство Грузия в пределах территории бывшей Грузинской ССР.
В-третьих, в том случае, если Грузия заявляет о своем вступлении в НАТО или ЕС, Абхазия, Южная Осетия и Аджария получают право выйти из состава Грузии и стать независимыми государствами.
В-четвертых, по мнению Хачишвили, обязательным условием создания общего государства является возвращение всех беженцев в места их прежнего проживания.
По мнению грузинского политика, «российские миротворцы не должны стоять между Грузией и Абхазией, а также между Грузией и Южной Осетией». «На территории Абхазии и Южной Осетии должны находиться российские внутренние войска, которые будут нести полицейскую функцию», - полагает Теймураз Хачишвили.
Заместитель Полномочного представителя РСО-Алания при Президенте РФ Станислав Бидихов призвал собравшихся не забывать о том, что Северная и Южная Осетии – это две половинки искусственно разделенного народа. Именно исходя из этого тезиса, по мнению Бидихова, и нужно выстраивать логику мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Вместе с тем, представитель Северной Осетии обратил внимание коллег на то, что каждый раз от нового руководства Грузии ждут конструктивных предложений по этому вопросу, и каждый раз эти ожидания оказываются, мягко говоря, «завышенными».
Станислав Бидихов призвал стороны конфликта при посредничестве России принять документ, исключающий применение силовых методов урегулирования.
В завершение было высказано сожаление по поводу того, что в дискуссии не приняли участия сторонники Михаила Саакашвили и нынешнего политического курса Тбилиси, хотя им было направлено соответствующее приглашение.