Мы продолжаем работу над созданием музея Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ. Предлагаем вашему вниманию очередную статью, посвященную деятельности представительства в XX веке. На сей раз - о том, как формировалось осетинское землячество в Москве и какую роль в этом процессе играло представительство нашей республики.
После Октябрьской революции 1917 года многие осетины направлялись властями Северной Осетии в высшие учебные заведения Москвы. Фактически здесь училась и формировалась новая осетинская интеллигенция. Завершив учебу, инженеры, юристы, учителя, агрономы, врачи, журналисты возвращались домой, в Осетию. Во многом именно благодаря им республика осуществила качественный рывок в развитии экономики, культуры, образования в 20-30-е гг. XX века.
Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что количество молодых людей, стремившихся получить образование в столице, росло с каждым годом, и забота о приезжих ложилась на сотрудников представительства.
Связь с Представительством
Всю работу по отправке в учебные заведения осетин из Области, многочисленные ходатайства о приеме на работу молодежи Правление Московского Осетинского Землячества всегда согласовывало с Представительством Северо-Осетинской автономной области.
Какие же вопросы поднимались на этих заседаниях? Об этом дает представление план работы Землячества г. Москвы на 1929/30 учебный год.
(Орфография и стилистика документов сохранена)
1. Организационная часть
1. Провести перерегистрацию студентов-осетин членов Землячества руководясь положением землячества.
2. Для более плодотворной работы создать как можно больше актива вокруг Правления, путем усилия связи со студентами, для чего сохранить и укрепить связь со всеми уполномоченными учебных заведений.
3. Установить тесную связь с подотделом нацмен при МК ВКП/б и с Краевым Землячеством.
4. Усилить связь с областными организациями…в особенности путем выписывания литературы на родном языке, для чего провести коллективную подписку на газету «Растдзинад», через уполномоченных во всех учебных заведениях.
5. Периодически освещать в газете «Растдзинад» жизнь и быт нашего студенчества, через специальных корреспондентов.
6. Через Краевое Землячество поставить вопрос перед МК и МБПС о предоставлении помещения (клуба) для секции Краевого Землячества, где бы можно было развернуть культурно-просветительную работу отдельных секций (вечера, концерты, уголок).
7. Устроить после зимних каникул вечер, где поставить осетинскую пьесу и разные национальные танцы и песни (платный). Из вырученных средств усилить шефработу (литература и т.д.).
8. Усилить связь с осетинскими рабочими в Америке.
9. Категорическим образом поставить вопрос перед Представительством о том, чтобы вопросы касающиеся студентов – осетин решались совместно с Правлением землячества ( ходатайства о предоставлении стипендий, устройство в учебные заведения и т.д.).
2. Экономическая работа
1. Добиться увеличения числа стипендий, отпускаемых Областным исполкомом и ОНО, доведя их до 40 стипендий по 20 рублей.
2. Поставить вопрос перед областными органами о контрактации студентов учащихся в педвузах, медвузах и сельхозвузах.
3. Через Краевое Землячество поставить вопрос перед Краевыми органами о контрактации студентов, учащихся в таких вузах, после окончания которых они смогут обслуживать промышленность н/области, с тем условием, чтобы осетины после окончания попадали в свою область.
4. Поставить вопрос перед Главпрофобром о том, чтобы студенты-осетины законтрактованные после окончания попадали в свою область.
5. Своевременно поставить вопрос перед областным Здравотделом о том, чтобы больным студентам Моск. Осет. Зем-ства во время летних каникул были предоставлены курортные места.
6. Поручить Правлению срочно выработать смету на все нужды землячества и поставить вопрос перед областными органами утверждения таковой.
3. Краеведческая работа
Самой основной и ударной работой Землячества в настоящее время является краеведческая работа, систематическое изучение культурно-политико-экономического положения своей области.
1. Организовать кружки для регулярного и планомерного изучении С.-Осетин. Авт. Области, а также всего С.-Кавказского Края.
2. Кроме кружковой работы практиковать ставить доклады о краеведении на общем собрании Землячества, для чего приглашать более компетентных докладчиков.
4. Шефработа
1. В основу шефработы положить шефство над более крупными коллективными хозяйствами в самых отсталых селениях (примерно можно взять колхозы Мостиздаха и Красногора и т.д.). Одновременно работа в организациях того же селения, над колхозами которого взяли шефство.
2. Регулярно во время летних и зимних каникул посылать членов землячества во взятые нами в шефство колхозы с определенными заданиями, для чего добиться от облорганизаций платы этим товарищам.
3. Выработать задания студентам на летние и зимние каникулы с тем условием, чтобы отпускник по приезде, отчитался о своей работе, а также перед выездом их снабдить соответствующей литературой (брошюрки).
4. Для более плодотворной работы необходимо выделить одного члена Правления для шефработы, который должен будет вести живую, а также письменную связь с подшефными колхозами, выезжая непременно сам с командированными товарищами во время каникул.
Тяга к знаниям у молодых осетин была настолько сильна, что представительству постоянно приходилось "выбивать" дополнительные квоты в союзных министерствах и ведомствах.
Наши студенты обучались на рабфаке им. Бухарина, рабфаке при Первом медицинском институте, в Московском государственном университете, Московском фармацевтическом техникуме, Московском геолого-разведочном институте, на Тверском педрабфаке, в Плехановском институте, в Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева и многих других вузах.
Значительная часть осетинской молодежи после завершения образования возвращалась в Осетию и в немалой степени способствовала развитию ее экономики.
Следующие материалы об истории Представительства будут посвящены работе полномочных представителей, в разные годы возглавлявших Представительство нашей республики.