|
"Ласточки" Аслана Галазова
07.02.2007 17:57
Зимний киносезон во Владикавказе, похоже, достиг пика с показом фильма «Ласточки прилетели». Это второй осетинский фильм за последний год, автор которого - малоизвестный режиссер и сценарист Аслан Галазов. Мрачные прогнозы скептиков о вымирании местной кинематографии не стали реальностью, хотя бы потому, что Галазов создал свою дебютную картину не на государственные, а на спонсорские средства. Это более чем симптоматично и свидетельствует об ответственности авторов за качество фильма.
Нынешние осетинские фильмы в своем качестве пока не убедили. Они еще не завоевали своего места в мире и внутри России, участвуют лишь в российских региональных фестивалях, да и то от случая к случаю, хотя фильм Галазова и был выбран на главный конкурс международного кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Для Осетии нынешнее относительно большое число новых фильмов — это повод остановиться и задуматься, взглянуть со стороны на свою кинематографию. Куда движется современный осетинский художественный фильм?
У первого полнометражного фильма, показанного в начале декабря «11 писем к Богу», осечку дало все: построение действия, диалоги, решение сцен при помощи камеры и монтажа, работа с актерами. Благодаря энтузиазму режиссера, народного артиста РСО-Алании и Южной Осетии, заслуженного деятеля искусств России Акима Салбиева, в фильме то здесь, то там загорается искра светлого и неукротимого воображения, не единое целое оказывается несбалансированным из-за излишнего упора на собственное эго. Его якобы социально-этнический фильм был снят при полном отсутствии самодисциплины, без которой не обойдется ни один большой кинематографист. Оказалось, что автор живет, в первую очередь, за счет скромного кинопрошлого и безуспешно пытается хотя бы запрыгнуть в уходящий поезд. Опирался он, прежде всего, на эмоциональную энергию упрямства среднего поколения кинематографистов, с которой он кинулся в свой проект; но логично, что постепенно энергия эта исчерпалась.
Живой интерес к происходящему в современном кино и умение систематически обдумывать новые возможности кинематографии, — вот, чего не достает осетинским кинематографистам. Одной лишь воли снимать уже не достаточно. Естественно, как во всех областях человеческой деятельности, много званых, но мало избранных. Чтобы суметь создать хороший арт-фильм, тут не достаточно одних технических навыков владения кинопрофессией. Нужен талант, интеллигентность и сила духа, умение справиться со сложной и оригинальной структурой произведения: многослойным, стилизованным знаком, который становится убедительной моделью реальности, из которой мы узнаем о реальности то, что прежде было от нас скрыто. Наверное, единственная заслуга Акима Салбиева в том, что он совершил прорыв, доказав после нескольких десятилетий молчания, хотя, к сожалению, и художественно неубедительно, что осетинское кино существует. Одновременно жаль, что никто не контролирует, стоят ли того подобные финансируемые государством «художественные эксперименты».
Проект фильма «Ласточки прилетели» возник в авторской мастерской кинокомпании «Нарти Мувиз», основанной в 2005 году. Фильм снят в сентябре-октябре 2005 во Владикавказе. В картине «Ласточки прилетели» очень заботливо и тонко выбраны типажи. Здесь играют не только актеры из владикавказских театров и театральных школ, но также и непрофессионалы. Именно у них, надо отметить, с какой легкой естественностью и свежестью они играют доверенные роли. Благодаря этому возник полноценный авторский фильм, снятый как бы скрытой камерой, без всяких звезд российского кинематографа.
Aслан Галазов является автором короткометражного фильма «Восхождение» (2003), который был представлен на международном кинофестивале L´alternative в Барселоне и два месяца шел в мадридском кинотеатре ENNANA MARRON. Через год он снял фильм по рассказу Арсена Коцоева «Пятнадцать лет» и представил его на фестивале в Роттердаме. Кроме игровых фильмов, Aслан Галазов снимает и документальные, которые посвятил дагестанскому поэту Расулу Гамзатову, кавказским женщинам и дирижеру Веронике Дударовой. Готовится фильм о футбольном тренере Валерии Газзаеве, полнометражная картина о современности «Ева» и исторический вестерн «Хасан из рода Оскорбленных».
«Ласточки прилетели» — социально-психологический фильм. Он ценен прежде всего своей «документальной» стилистикой интимной хроники-истории болезни. Он интересен социальной темой, которую поднимает режиссер и сценарист в одном лице, актуальной и острой в России проблемой наркомании. Мы находим в нем контраст между трагедией и комичностью, между криминальным сюжетом и лиризмом обстановки. Эта первая картины после «Иглы» с Виктором Цоем в главной роли, предметом которой стала столь болезненная для современной цивилизации тема, драма человеческой разобщенности.
Фильм описывает два дня из жизни профессора литературы Константина (по прозвищу Пик), оказавшегося на дне человеческого общества, среди наркоманов, борющегося с самим собой. Он носит с собой портфель и шприц, и именно эти два элемента усиливают противоречие между человеческой образованностью и всеми недугами, с которыми сталкивается современное общество. Психологическая драма сопровождается его внутренним интимным монологом, борьбою между фальшью и правдивостью жизни в морально больном обществе, доводящем его до безвыходного положения. Психологизм фильма усилен контрастом между внутренними переживаниями главного героя и природой, прекрасным городом «N» с его старыми зданиями, мечетью, церковью. Этот в фильме как бы неизвестный город с прекрасной архитектурой, с набережными, мостами и проспектами, с ностальгическими трамваями чешского производства (а зритель знает, что это Владикавказ) полон контрастов. С одной стороны, здесь кипит жизнь, с другой, в его утробе свершаются трагические людские судьбы, в фильме представленные «порочным кругом» главных действующих лиц — Пиком, Герасимом, Хали-Гали, Чукчой и Муллой. Такие города мы найдем в Чехии, Германии, Польше, Венгрии, в любой стране, это город, полный драматичной жизни. И все же авторы с оптимизмом смотрят на недуг наркомании, который можно вылечить при доброй воле каждого больного. В конце фильма с весной, когда природа пробуждается от зимнего сна, прилетают ласточки как посланники Бога, а с ними надежда и вера в любовь и добро.
Аслан Галазов обратился к арт-фильму и реально попытался вывести осетинское кино, почти полностью утратившее контакт с миром, из изоляции. С каждым метром пленки он поднимает новые вопросы кинематографического понимания мира, далеко превосходящие ряд других наивных попыток. Он оригинально подходит к действительности, дает аутентичное свидетельство о жизни, способом, приносящим новую реальность, более интересную, глубокую. Зрители и сами убедятся, что Галазов со своим фильмом, несомненно, выходит на ведущее место в современной местной кинематографии, создавая своим первым художественным достижением своеобразный феномен. Для этой самобытной личности характерно, что, как уже было сказано, кроме режиссуры он также пишет сценарии, поэтикой своего остросоциального психологического фильма продолжая все то качественное, что принесло миру российское кино. Но вопросом остается, удастся ли ностальгической форме фильма Галазова перешагнуть уже достигнутую границу и обратиться к широкой зрительской общественности и к специалистам за рубежом. Ведь речь идет о слишком скромном художнике, которому не достает отваги порвать узы, связывающие его с прошлым и кинуться навстречу новым вызовам современного кинематографа. Похоже, он недостаточно настойчив, чтобы реагировать на все происходящее в суетливой среде кинопрофессионалов, вступать в конфликты и решать их по-своему. И все же его творчество займет свое неповторимое место в российской кинематографии и вместе с коммерческим и средним течением создаст почву для настоящих открытий.
Источник: 15 Регион
Версия для печати
[ назад ]
|
|