2 ноября в Культурном центре Московской осетинской общины состоялся творческий вечер, посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося деятеля культуры, одного из основоположников осетинской театральной традиции, драматурга Асахмата (Асаха) Токаева. Вечер был организован Московской осетинской общиной и дочерью драматурга Заирой Токаевой.
Асахмат (Асах) Инусович Токаев родился 10 мая 1910 года в селении Даргавс. Актер, режиссер Северо-осетинского драматического театра, печататься он начал в 1933 году. Писал стихи, рассказы, очерки, повести, драматические произведения, а также статьи по вопросам литературы и искусства.
Широкую известность А. Токаеву принесли его пьесы. Хорошее знание осетинских национальных традиций и обычаев помогало ему создавать стройные сюжеты, острые сценические ситуации, описывать яркие характеры.
Практически все пьесы Токаева – «Бессмертный Дзаххотт» («Анамалат Дзаххотт»), «Женихи» («Усгурта»), «Цена доверия» («Аууанчы аргъ»), «Крылатые» («Базырджынта»), «Зарета», и другие – входили в репертуар Осетинского театра.
Анатолий Дзиваев, Светлана Адырхаева, Амирхан Торчинов, Тамара Бедоева, другие представители осетинской интеллигенции, принявшие участие в творческом вечере, поделились своими воспоминаниями о том времени, когда пьесы осетинского драматурга ставились на подмостках многих национальных театров страны, печатались в газетах «Известия», «Литературная Россия», «Советская культура», различных литературных журналах.
Советник Полномочного представителя РСО-Алании при Президенте РФ Станислав Бидихов в интервью old.noar.ru отметил: «Годы, на которые пришелся расцвет творчества А. Токаева, можно назвать культурным подъемом Осетии. Целая плеяда замечательных актеров, режиссеров, драматургов творила тогда на сцене Осетинского театра. Таланты находили должный отклик у зрительской аудитории: все спектакли шли с неизменным аншлагом. Трудно переоценить роль Асаха Инусовича Токаева в популяризации осетинского театра. В республике невозможно было найти человека, не знакомого с его пьесой «Женихи». Надеюсь, что традиции, заложенные Асахом Токаевым, будут способствовать новому расцвету осетинской драматургии».