14 марта в московском Доме кино состоялась премьера фильма «11 писем к Богу». Режиссер-постановщик - Аким Салбиев. Картина интересна тем, что она является первым осетинским полномасштабным кинопроизведением за пятнадцать лет вынужденного простоя. Перед просмотром, на который собрался весь столичный бомонд, кинорежиссер ответил на вопросы корреспондента «КП».
- Аким, в прошлом году ты снял «11 писем», получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств РФ», написал книгу, выпустил альбом песен...
- Я хотел стать музыкантом, дирижером. Однако детские мечты не сбылись. Отсюда - кинематограф, в котором можно совместить все. Для меня важно, чтобы человек был личностью. Люди без харизмы неинтересны.
- В прошлом году в Северной Осетии прошел грандиозный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу!» Ты принял в нем деятельное участие.
- Этот форум дорог мне тем, что я был одним из создателей первого фестиваля в 1996 году, прославленный дирижер Валерий Гергиев делал классическую часть представления, я - современное шоу на музыку ведущих эстрадных композиторов. Тогда к нам во Владикавказ прилетели Александр Серов, Эдита Пьеха, Ирина Понаровская, Анастасия, Роксана Бабаян, Илона Броневицкая и другие звезды.
- А как появилась идея фестиваля «Мир Кавказу!»?
- Мы решили объяснить России и всему миру, что Кавказ - это не поле боев и войн, а прекрасная земля, которая полна традиций, исторических ценностей, земля, на которой проживает уникальный этнос. Донести до людей планеты самобытность Кавказа, я считаю, можно в полной мере как раз через творчество народных коллективов, танцевальных и песенных. Опера «Тоска» идет везде, а мы хотели показать свое искусство, присущее только Северному Кавказу.
- В чем отличие IX фестиваля от предыдущих?
- Только сейчас форум стал полноценным, впервые в фестивале приняли участие все регионы юга России плюс делегации Абхазии и Южной Осетии. Это ансамбли танца, хоры, исполнители, которые поют этнические песни, оркестры, которые играют национальную музыку, вся наша артистическая элита.
- Режиссура массовых зрелищ занимает в твоем творчестве значительное место?
- Так получается. 3 сентября 2006 года я поставил на республиканском стадионе «Спартак» «Концерт - реквием», посвященный памяти погибших в Бесланской трагедии. Удалось собрать на сценической площадке яркое созвездие мастеров. Участвовали крупнейший в России Воронежский академический оркестр, испанский дирижер Рамон Торельедо, Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, хор Турецкого, группа «Альфа», Анита Цой, ведущие Маша Шукшина и Игорь Кваша, наши талантливые коллективы - Камерный хор Агунды Кокойты, хор героической песни Ольги Джанаевой. После «Реквиема» министр культуры Северной Осетии Эдуард Галазов сделал мне предложение стать главным режиссером фестиваля «Мир Кавказу!» Я себе выбрал талантливого партнера - художественного руководителя Государственного театра «Шанс» Изабеллу Каргинову.
- «Одиннадцать писем к Богу» - твой пятый фильм... О чем он?
- Герои картины - подростки, живущие в школе-интернате, расположенной в горах. Полуслепой воспитанник Вова пишет Богу, просит у него защиты от земных невзгод. Надежда и любовь помогают ребятам выжить.
- Фильм внушает зрителю осторожный оптимизм: что в нашем безжалостном мире возможно личное спасение и счастье. Ты сам в это веришь?
- Конечно, верю. Я вообще выступаю против вакханалии, крови, «убойных сил» в кинематографе. У меня - этническая картина, авторское кино.
- Ты позиционируешь свой фильм как «первый, снятый после 15 лет простоя». Есть ли здесь тенденция к возрождению осетинского кино?
- Я планирую создать крупную киностудию «Кавказфильм». Деньги на такой перспективный проект найдутся.
- Кстати, о деньгах. Я слышал, ты недавно получил диплом лауреата?
- За книгу «Небесные племена» я получил премию «Лучшее перо России». Это ежегодный конкурс Дома российской прессы и Международного союза журналистов. Дипломы получили вместе со мной Андрей Дементьев, Александр Хинштейн, Михаил Швыдкой, Леонид Млечин и Арина Шарапова. В этом году я буду снимать новый фильм по новелле из этой книги.
- Вернемся к картине «11 писем». Вокруг последнего твоего фильма было много споров. На мой взгляд, это следствие его неординарности. Злопыхатели схватились в полемике с ярыми доброжелателями. Как ты смотришь на такую острую реакцию?
- Завистливые, злые люди не терпят чужого успеха. Они всегда настроены агрессивно. Мне было приятно, когда серьезные критики поставили «11 писем» в один ряд с классикой нашего кинематографа: «Подранки» Николая Губенко, «Чучело» Ролана Быкова, «Пацаны» Динары Асановой, с великолепной актерской работой Валерия Приемыхова.
- Аким, еще во времена ВГИКа мы за глаза звали тебя Пушкиным...
- Да, так случилось, что первым моим спектаклем во ВГИКе был «Моцарт и Сальери». Меня очень интересовала проблема: гений и злодейство. В наше время это две совершенно совместимые вещи. Я знаю достаточно много людей в музыке и кино, которые являются гениями и одновременно - злодеями. Талант - это максимум семь процентов успеха, остальные 93 процента - это адская работа, подлые интриги, подсиживания, бессонные ночи и разочарования... Поэтому я пришел в музей Пушкина. Куда-то ушла суета, я стал другим человеком. Я смотрю на лица сотрудников, они одухотворены, несмотря на низкую зарплату. Они держатся за духовное! Я сделал массу вечеров, фестивалей в этом музее, посвященных Пушкину. У меня есть идея поставить в музее грандиозный оперный спектакль. Это будет костюмированное шоу. Свечи, музыка, чаепитие, великие стихи...
- И в завершение скажи: все-таки повезло тебе в жизни или нет?
- Я не знаю. Я стараюсь не думать о фарте. Одно знаю точно: я никогда ни от кого ничего не ждал. Я сделал себя сам.
Газета "Комсомольская Правда-Северный Кавказ"