Валерий Гергиев: "Кто бы что ни говорил, но именно Большой и Мариинка являются витриной страны. Еще есть, конечно, Эрмитаж и Пушкинский музей, но их за границу не вывезешь, а мы каждые три дня куда-нибудь летим...".
Открывающийся 8 апреля Шестой Московский Пасхальный фестиваль продолжает расширять географию: на сей раз в его орбиту вовлечены 22 российских города, в выступлениях примут участие свыше тысячи артистов, а заключительный праздничный концерт состоится 9 мая на Поклонной горе. Как и прежде, душой и мотором фестиваля является выдающийся дирижер, художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
- В Штатах о приближении весны извещает сурок Фил, в Японии ждут, пока зацветет сакура, похоже, и у Москвы появилась своя примета: на Пасху в город обязан пожаловать маэстро Гергиев с оркестром Мариинского театра...
- Может, для кого-то уже и становлюсь неким символом, но сам стараюсь о подобных вещах не думать. По-прежнему ощущаю себя в первую очередь дирижером, не более того. Что касается Пасхального фестиваля, каждый год с нетерпением жду его. Даже трудно представить, что недавно этого музыкального праздника не существовало в природе. Для меня всегда радость выступать в России, но эти приезды в Москву с последующим туром по стране стоят особняком. Наверное, чувствую ответственность за начатое дело, стараюсь не понизить высокий уровень, заданный в прошлые годы.
Фото: Александр Иванишин
- Фестиваль называется Пасхальным, а произведения вы, Валерий Абисалович, собираетесь исполнять с языческими названиями - "Петрушка", "Весна священная"...
- Это, извините, Игорь Стравинский! 17 июня исполняется 125 лет со дня его рождения, и я посчитал долгом отметить знаменательную дату в истории русской культуры. Игорь Федорович - личность уникальная, хотя и по-прежнему недооцененная. А ведь в свое время композитора называли Пикассо в музыке, подразумевая колоссальное влияние, которое оказало его творчество на современников и потомков. Не скрою, у меня особое отношение к Стравинскому: отец будущего автора "Жар-птицы" был солистом оперы Мариинки, а сам Игорь Федорович, по сути, вырос за кулисами театра. Что касается упрека в "язычестве", скажу так: формируя программу фестиваля, мы менее всего думаем о "конфессиональной" принадлежности того или иного музыкального произведения. Мол, одно не должно осквернить слух мусульман, а второе покоробить буддистов. Так можно далеко зайти, это начало конца. Давайте запретим на Зальцбургском фестивале исполнять русскую классику: мы ведь православные, а в Европе полно протестантов и католиков... Не знаю, согласятся ли со мной отцы церкви, но великая музыка стоит над религией, она выше деления по формальным признакам. По крайней мере я вижу ситуацию именно так. Худрук должен постоянно думать, что привлечет внимание публики, не забывая и о собственном интересе. Если артист холоден, он не сможет и зрителей завести.
- То есть сегодня у вас период Стравинского?
- И вчера. И всегда. У меня нет любимчиков, но есть композиторы, чьи произведения всегда исполняю с удовольствием. Например, прошлый год был посвящен музыке Шостаковича, хотя и иных знаковых событий случилось немало. Так, по итогам сезона оркестр Мариинского театра впервые вошел в десятку лучших симфонических коллективов планеты. Не скрою, это приятно и почетно, но все же в 2006м в моей жизни солировала тема открытия нового Концертного зала, выросшего на месте сгоревших три с половиной года назад декорационных мастерских. Мы обрели второй дом, по акустическим качествам не уступающий мировым лидерам.
- Равнялись на Америку?
- На Японию. Самые современные и совершенные залы находятся именно там. В Петербурге ничего похожего давно не строилось. Если быть точным, с первой половины ХIХ столетия, когда на Михайловской улице возвели здание Дворянского собрания, в котором теперь находится филармония имени Дмитрия Шостаковича. Представляете, как далеко шагнул прогресс за почти два века? Нынешние мультиплексы являются чудом дизайнерской, архитекторской, инженерной мысли. Общепризнанно, лучший на сегодня концертный зал мира расположен в Саппоро. Верю, в обозримом будущем пальму первенства у него отнимет Мариинка. Основания для такой убежденности есть: акустику в обоих залах создавал один человек - Ясухисо Тойота, а проект Петербургу предложил талантливый французский архитектор Ксавье Фабр.
Фото: Александр Иванишин
- Зато с другим французом у вас, Валерий Абисалович, отношения, кажется, не сложились. Знаменитый Доминик Перро публично высказывал неудовольствие тем, как ведутся его дела в Питере. Якобы с ним разорвали контракт, а проект второй сцены Мариинки перешел под управление отечественного архитектурного бюро...
- Не верьте всему, что пишут в газетах. Работы продолжаются, идут своим чередом. Для меня главные приоритеты неизменны - надежность и безопасность. Группа опытных специалистов трудится сейчас над устранением недостатков, выявленных в Госэкспертизе. Кроме того, я с самого начала поставил задачу: не дать проекту превратиться в баснословно дорогой. Никому в Мариинском театре раздувание сметы не нужно.
- Какие-то конкретные сроки назвать можете?
- Рассчитываю в 2009 году провести первые акустические тесты, приурочив их к традиционному фестивалю "Белые ночи".
- А реконструкция старой сцены откладывается на неопределенное будущее?
- Мы не уйдем из исторического здания, пока по-настоящему не начнет функционировать Концертный зал, а работы на новой сцене не вступят в финальную стадию. Решение будем принимать всем коллективом, но основная ответственность все равно лежит на руководителе, и я не боюсь ее. Мне же хватило мужества отказаться от первоначальных планов, когда стало понятно, что ДК имени Ленсовета не готов на полтора года принять труппу театра, а другой достойной площадки в городе нет. Мы не стремимся любой ценой провести реконструкцию или строительство. Каждый шаг должен быть взвешен и оправдан.
- Но иногда, наверное, все же даете волю эмоциям, Валерий Абисалович? Многие именно так истолковали прошлогоднее соперничество Мариинки и Большого на лондонской сцене. Два ведущих российских театра приехали на гастроли в Англию с интервалом в несколько дней и сошлись, словно на дуэли...
- Продемонстрировать темперамент могу, стоя за дирижерским пультом, для этого не нужны схватки на шпагах или мечах. Что касается Лондона, каждый из театров работал по собственной программе, не озираясь по сторонам. Кому-то казалось, будто идет бешеная конкуренция, чуть ли не война, но я этого не почувствовал.
- Хотя и уступили москвичам сцену королевского "Ковент-гардена", довольствуясь "Колизеумом"?
- Мы спокойно отнеслись к ситуации, поскольку думали не о престижности площадки, а о том, что покажем публике. Это был фестиваль из произведений Шостаковича. Можно спорить, насколько актуальна сегодня хореография Якобсона и интересна ли зрителям "Ленинградская симфония" в сопровождении артистов балета, но это уже разговор для специалистов. И когда я привез в Нью-Йорк пятнадцать симфоний Дмитрия Дмитриевича, организаторы гастролей пытались отговорить меня, опасаясь коммерческого провала. Но мы пошли на риск и оказались правы.
Фото: Александр Иванишин
- Тем не менее в рамках Пасхального фестиваля "Лебединое озеро" с Ульяной Лопаткиной вы покажете не в Большом, а в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
- Еще несколько лет назад решили с Юрием Лужковым обязательно выступить на обновленной сцене после окончания реконструкции. Может, не знаете, но когда в театре случился пожар, Мариинка моментально откликнулась, на пару недель предоставив столичной труппе здание для выступлений... Не ищите конфликта с Большим там, где его нет. Это два равновеликих творческих организма, оба невероятно важны для России, ни один из них не должен получать преимущество - административное, финансовое либо какое-то еще. Допустимо лишь честное творческое соперничество. У нас ведь даже проблемы похожи.
- В чем?
- И нам, и Большому предстоит серьезная борьба за молодые дарования, которые продолжают покидать страну. Увы, процесс так и не удалось остановить. Убежден, недофинансирование двух наших театров губительно для российской культуры. Говорю об этом совершенно взвешенно и спокойно, поскольку сам прошел и через работу на родине за гроши, и через высокие звездные гонорары за рубежом. Могу позволить себе роскошь выступать бесплатно, давая благотворительные концерты, а молодые вынуждены думать о деньгах, поскольку им надо позаботиться о куске хлеба на завтра. Готов понять логику уезжающих, хотя и не разделяю ее. Знаете, как наши с вами вчерашние соотечественники, осевшие за границей, сегодня расписывают гастрольные туры по миру? Сначала - Япония, потом - Америка, на третьем месте - Европа и лишь затем, если останется "окно", Россия. Точнее, Москва и Петербург. На глубинку нет ни времени, ни желания. Вадим Репин сам признается, что в родной Сибири бывает не чаще, чем раз в два года. - Гражданин мира. В буквальном смысле. И не он один. Британские паспорта у Дмитрия Хворостовского и Евгения Кисина, австрийкой недавно стала Анна Нетребко... - Никого не осуждаю, но по-человечески обидно, что теряем таланты, не можем создать им достойные условия для работы дома. Хорошие зарубежные театры уже сегодня предлагают нашим звездам контракты на 2011 год. Мы так далеко в будущее заглядывать не научились. Остается надеяться, что реконструкция Большого театра скоро завершится, а Мариинского начнется. Тогда и сможем заняться перспективным планированием.
- Жалуетесь, Валерий Абисалович?
- Жалуются слабые, а я тревожусь. Да, Аня Нетребко на днях выступила в Мариинке. Пела в "Богеме" Пуччини, а не трясла цацками известной ювелирной фирмы, как во время недавнего представления в Москве... Прикажете радоваться? А меня огорчает, что Хворостовский, Галузин, та же Нетребко и не думают о постоянной работе в Большом или в Мариинке. Им замечательно живется в Лондоне, Вене и Берлине, хотя есть все предпосылки, чтобы наши прославленные певцы, танцовщики, дирижеры и музыканты вернулись домой не как залетные птицы. А сколько блестящих педагогов мы отпустили на Запад? Только наивные думают, будто Московская и Петербургская консерватории лидируют в мире по уровню подготовки. Это давно не так. Лет двадцать понадобится, чтобы сократить отставание. Да, должно измениться сознание у людей, но и государство обязано сказать веское слово, реально поддержав тех, кто того заслуживает. Вырастить звезду трудно, на это уходят годы занятий и репетиций, а потерять легко... Вот как, ответьте, молодому талантливому артисту купить квартиру в Москве или Питере, если у него нет папы миллионера? Где взять двести тысяч долларов на плохонькое жилье? Огромная проблема! Четыре года назад зарплата в сорок тысяч рублей казалась очень приличной, а сегодня кого удивишь такими деньгами? Вот и уезжают люди. Нужно остановить отток. Будь моя воля, объявил бы поддержку Большого и Мариинки национальным проектом.
Фото: Александр Иванишин
- Может, надо не только к государству апеллировать, но и к частному капиталу? Сумел же питерский "Зенит" купить на Украине футболиста Тимощука за двадцать миллионов долларов. Неужели богатые люди Мариинке не помогут?
- Откровенно говоря, нашим командам далеко до театральных коллективов. Те пока играют, скажем так, квалификационные матчи, а мы постоянно боремся за место в финале. В последний раз в Лондоне спорили с Большим за символический кубок...
- Кто победил?
- Оба коллектива! Россия оказалась в выигрыше. Кто бы что ни говорил, но именно эти два театра являются витриной страны. Еще есть, конечно, Эрмитаж и Пушкинский музей, но их за границу не вывезешь, а мы каждые три дня куда-нибудь летим. Наша труппа так мобильна, что одновременно может выступать в разных концах света: балет - в Японии, оркестр - в Америке, опера - в Петербурге. Но искусство надо поддерживать. Почему эстрадная певичка, открывающая рот под фонограмму на корпоративной вечеринке, получает гонорар в сто тысяч евро, а профессиональный оркестрант имеет зарплату в десятки раз меньше? Разве это не унизительно? Россия не имеет права превращаться в страну Верки Сердючки. Кажется, так ее зовут? Повторяю, настоящее искусство нуждается в помощи. В середине 90х наступил момент, когда Большой и Мариинка оказались на грани развала. Я пошел к Виктору Черномырдину, сказал: "Не мы создавали эти театры, но при нас они могут погибнуть", - и буквально вырвал у тогдашнего премьера правительства колоссальную по тем временам сумму - десять миллионов долларов, - позволившую заткнуть зияющие дыры, хоть немного поднять зарплату артистам, поставить новые спектакли, нанять охрану. Вокруг театров ведь вился криминал, билеты скупались спекулянтами, а потом перепродавались втридорога. Когда попытался навести порядок, мне откровенно стали угрожать. Но мы все равно переломили ситуацию, выгнали разное жулье и первыми в России ввели электронную систему продаж билетов.
Фото: Александр Иванишин
- Вас не обманешь?
- Не стоит даже пытаться, все под надежным контролем. Надо понимать: творчество невозможно без организационной составляющей. - С ней, с этой составляющей, у вас, Валерий Абисалович, определенно полный порядок, раз решились в довесок ко всем прочим делам взвалить на себя обязанности сопредседателя оргкомитета Петербургского экономического форума. - Убежден, мой город скоро войдет в число крупнейших деловых, финансовых и политических центров мира. А значит, нужно поднимать его уровень как культурной и туристической столицы. Впрочем, речь надо вести не только о Питере. Всю нашу страну вскоре ждет подъем. Время разбрасывать камни закончилось, что могли, уже расшвыряли. К счастью, страна у нас великая, территория большая, не все за границу улетело, кое-что осталось. Пора собирать силы в кулак. Россия себя еще покажет!
Андрей Ванденко
Источник: журнал "Итоги"
Главное фото: Сергей Тягин