На главную  Контакты  Карта сайта    
События
Новости Представительства 
График Представительства 
Политика 
Южная Осетия 
Общество 
Экономика 
Культура 
Спорт 
К 65-летию Великой Победы 
Храм 
РСО-Алания
Южная Осетия
Глава представительства
Сведения о доходах за 2009 год
История представительства
Осетинская община
Фотогалерея
Беслан
Инвестиционные проекты Республики Северная Осетия-Алания
К 65-летию Великой Победы
Ссылки
Контакты

К 100-летию Владимира (Бало) Тхапсаева

07.07.2010 00:48

2010 год в РСО-Алания проходит под знаком юбилея народного артиста СССР, выдающегося советского осетинского актера театра и кино Бало Тхапсаева. В июле исполняется 100 лет со дня его рождения.

Имя Тхапсаева означает целый этап в развитии всей осетинской культуры. Этот великий актер проработал на сцене более сорока лет и создал образы, навсегда ставшие классикой жанра.

В.Тхапсаев родился в городе Ардон 2 (15) июля 1910 года. Юноша не сразу пришел в театр. С 12 лет начал работать, был чернорабочим, шахтером на Садонских рудниках, участвовал в строительстве Гизельдонской ГЭС, на дальневосточных стройках, на Сахалине, учился в Краснодарском дорожно-строительном техникуме.

В 1933 году, вернувшись в Северную Осетию, поступил в студию при Русском театре г. Орджоникидзе. В 1935 году Владимира Тхапсаева приняли во вспомогательный состав труппы только что созданного во Владикавказе Северо-Осетинского театра.

С первых же ролей страстная манера исполнения, естественность, чувственность, неподражаемый тембр голоса молодого актера покорили зрителей.

Владимир Тхапсаев создал на сцене Северо-Осетинского театра множество классических образов осетинской, русской и зарубежной драматургии. Каждая его роль на сцене театра становилась значимым событием.

Сармат ("Сармат и его сыновья "Саламова), городничий ("Ревизор" Гоголя), Егор Булычев ("Егор Булычев и другие" Горького), Дзамболат ("Чёрный туман" Джимиева), генерал Муравьев ("Победители" Чирскова) и многие другие роли - все эти работы поражали зрителей не только великолепной актерской техникой. Герои Тхапсаева вызывали у зрителей сопереживание глубиной своих чувств, напряженностью мыслей. Созданные им образы короля Лира и Макбета вошли в сокровищницу осетинского театрального искусства.

Но вершиной творчества актера стало исполнение роли Отелло.

«Отелло» – первый шекспировский спектакль осетинского театра – шел на сцене почти сорок лет. Было несколько редакций этой постановки. В 1940 году его поставил режиссер В. Фотиев; в 1951 году – З. Бритаева. Семь Дездемон выходило на осетинскую сцену; четыре Яго. Неизменным оставался Отелло – Владимир Тхапсаев. Именно в нем заключался секрет долгой жизни спектакля и его притягательная сила.

Долго, мучительно трудно, в беспрестанных поисках работал артист над этой сложной ролью. Он сам признавался: «Шекспир для меня – это вечные поиски, труд и счастье познания». И он достиг вершин мастерства - Отелло Тхапсаева изумил всю страну.

Владимир Тхапсаев по праву считался одним из лучших исполнителей роли Отелло. Ему довелось сыграть ее в различных городах Советского Союза, в Веймаре, в Монголии…

В апреле 1955 г. в Москве в театре имени Моссовета главным режиссером театра, народным артистом СССР Юрием Завадским был поставлен спектакль «Отелло». Существенным событием стал выбор режиссером никому тогда еще неизвестного актера из Северной Осетии Владимира Тхапсаева. С этого дня Тхапсаев стал знаменит не только во всей огромной стране, но и за рубежом.

Исполнение Тхапсаевым роли Отелло в спектакле театра им. Моссовета вызвало многочисленные отклики специалистов и критиков.

Писатель Николай Атаров в «Литературной газете» писал: «Владимир Тхапсаев играл на своем родном языке в спектакле театра имени Моссовета, пригласившего артиста выступить в ансамбле русских актеров. Велик соблазн преодолеть иноязычность зрительного зала – усилить внешний рисунок образа: мимику, жест. Тхапсаев не сделал ни шага в этом направлении. Волнуют сдержанность и благородство, с какими артист выражает душевный мир сильного, честного, доверчивого и доброго человека – человека, созданного для счастья, подлым обманом с ним разлученного, казнящего самого себя за свою трагическую ошибку».

Мемуарист Владимир Таршис вспоминал о своем впечатлении: «Явление Тхапсаева в роли мавра было поистине грандиозным. Он заполнял собой пространство и сцены, и зала, и мое собственное душевное пространство, до предела взвинченное, – даже когда отсутствовал среди действующих лиц. Потрясение оказалось столь велико, что ночь вышла бессонной, о чем я ничуть не сожалел…».

Заслуженный артист России Вениамин Панов писал о том, как сам Тхапсаев спустя годы делился своими впечатлениями о тех событиях: «Он рассказал мне о своих московских гастролях, как волновался, – он же говорил по-осетински, это затрудняло общение с партнерами… Как по окончании спектакля, после долгих раскланиваний на бурные аплодисменты зрителей, он пошел в гримировочную, а за кулисами актеры-моссоветовцы, выстроившись в два ряда, хлопали ему, идущему смущенно по этому живому коридору, и радостно скандировали: « Тхапсаев, Тхапсаев, Тхапсаев!». Он рассказывал об этом с детским недоумением, до сих пор удивляясь своему успеху… Я смотрел на него тоже с удивлением, как на чудо, – он был абсолютно искренен…».

Безусловно, спектакль «Отелло» до сих пор является высочайшим творческим достижением Северо-Осетинского драматического театра, а Владимир Тхапсаев — одним из лучших исполнителей этой роли.

Версия для печати

назад ]

Читайте также:
К юбилею Тотырбека Джатиева
"События на Манежной площади должны послужить нам уроком"
Победили молодость и дружба
Слова сочувствия жителям Дагестана
Изменение России: политические повестки и стратегии
«Настоящие чувства не нуждаются в переводе»



<< < октябрь 20 > >>
пн вт ср чт пт сб вс
   1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
© 2006-2009 Официальный сайт Постоянного Представительства Республики Северная Осетия-Алания при Президенте РФ
Контакты:

Менеджер проекта
Вэб-администратор