Инал Пухаев - уроженец города Цхинвали, здесь же закончил школу, затем Юго-Осетинский государственный педагогический институт по специальности преподаватель истории, русского языка и литературы. В разные годы работал инструктором Юго-Осетинского обкома Комсомола, первым секретарем Цхинвальского райкома комсомола, помощником первого секретаря обкома партии, завотделом пропаганды обкома партии. В 1988-1991 гг. был первым секретарем Цхинвальского райкома партии. С 2002 г. по настоящее время работает главой администрации Цхинвальского района Южной Осетии.
В случае своего избрания на пост президента Южной Осетии Инал Пухаев будет строить политику, направленную на дальнейшее укрепление внешнеполитических позиций Южной Осетии, связей с Северной Осетией, с Российской Федерацией, непризнанными республиками и международным сообществом. Он считает основополагающим продолжение переговорного процесса с Грузией при участии России на основе общепризнанного права наций на самоопределение, а в области внутренней политики во главу угла ставит укрепление государственности, внешней и внутренней безопасности, верховенство закона, повышение заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, развитие всех форм собственности, при этом отдавая приоритет государственной, к которой относятся лесные и земельные фонды, стратегические ресурсы и сырье, все основные средства производства. В области экономики Инал Пухаев считает важным объявление Южной Осетии Свободной международной экономической зоной, а также восстановление и развитие сельского хозяйства. Кроме того, кандидат планирует задействовать государственную программу стимулирования рождаемости и снижения смертности и др.
ИА REGNUM: Г-н Пухаев, в настоящее время в Южной Осетии зарождается фермерский класс, который призван поставить на ноги и возродить сельское хозяйство. Что Вы можете сказать как глава самого крупного района в Южной Осетии?
Известно, что в начале становления Советского государства государственные хозяйства стали основой всего развития сельскохозяйственного производства. Я считаю, что нынешние фермерские хозяйства ничем по своей сути не отличаются от государственных. В обоих случаях был собственник, хозяин, любивший землю, заботившийся о прибыли. Я не думаю, что полная ликвидация госхозов и переход на частные рельсы возродит сельское хозяйство. Почему тогда госхозы успешно функционируют во всем Ставропольском крае, на Кубани? Я читаю, что какой-то процент должен быть сохранен. Речь, в первую очередь, пойдет о таких крупных госхозах, как, например, Хетагуровское семеноводческое хозяйство, которое способно обеспечить семенами и фермерские хозяйства, и госхозы.
ИА REGNUM: Как Вы в целом видите развитие сельского хозяйства Южной Осетии?
Нынешнее положение сельского хозяйства в Южной Осетии очень тяжелое. Чего греха таить, война разрушила всю инфраструктуру, и сегодня надо сделать очень многое, чтобы поднять сельскохозяйственную отрасль на ноги. Оптимальна программа правительства по выдаче кредитов для развития крестьянско-фермерских хозяйств. Но существуют еще много других вопросов. Прежде всего необходимость полной замены сельскохозяйственной техники, которая у нас просто морально устарела. Эксплуатационный срок сельскохозяйственной техники - 5-6 лет, нашим же тракторам и комбайнам по 15-20 лет. Кроме того, я считаю, что особое внимание необходимо уделить виноградарству и плодоводству. Производство зерна нам обходится дорого, а для виноградарства и плодоводства есть все условия. Это, как говорится, наш козырь, конек. Еще необходимо отметить и то, что следует полностью обновить все поголовье скота. Если в 1989 году только в Цхинвальском районе насчитывалось 12 тыс. голов крупного рогатого скота, то последние 15 лет эта цифра стабильно держится на 450. Да и удой у них очень маленький. Надо довести норму удоя с одной корова хотя бы до 10 л в день. В этом случае мы сможем обеспечивать молоком и население.
ИА REGNUM: Обычно говорят, что Южная Осетия - сельскохозяйственная республика. А есть ли еще отрасли, которые могут принести доход?
Вне всякого сомнения. Как известно, Южная Осетия территориально - небольшая, значит можно и нужно использовать людские ресурсы. Я считаю, что мы должны сделать акцент на развитии наукоемкого производства. Уже был случай, когда в Южной Осетии до войны (1989-1992 гг.) в районе села Тбет (Цхивнальский район - ред.) хотели построить завод по изготовлению жидких монокристаллов, которые используются в производстве комических кораблей, военной техники. Вы можете себе представить, что это дало бы республике! Ведь вырос бы город, равный по величине столице Южной Осетии. И я бы посмотрел, как бы в этом случае грузины пошли бы на нас войной. Но нет, нашлись умники, воспрепятствовавшие строительству завода. Конечно, завод построили в другом месте.
ИА REGNUM: В предвыборной программе Вы говорите о создании свободной экономической зоны...
Да, это тоже дало бы много плюсов нашей республике. Свободная экономическая зона предполагает ничтожные налоги, а это, в свою очередь, привлечет банки и их капиталы. Примеров тому множество. Например, Андорра - государство с несколькими десятками тысяч человек, сельскохозяйственно очень развита. Здесь зарегистрированы крупные банки, а посредством их капиталов страна превратилась в туристическую Мекку. У Южной Осетии есть подобные возможности. Мы тоже можем стать своеобразным перевалочным мостом между Европой и Азией. Ведь есть много государств, которые живут исключительно за счет туризма. А в Осетии уникальные возможности для развития туризма. Нет места на земле, где одновременно было бы сконцентрировано столько родников и минеральных источников. В Цхинвале можно построить кемпинги и отели, от которых до наших альпийских лугов 20 минут езды.
ИА REGNUM: В Цхинвальском районе много осетинских и грузинских сел. Учитывая нынешнюю обстановку, как сегодня контактируют люди?
Грузины и осетины всегда понимали друг друга. До прихода Саакашвили люди нормально общались, вместе ходили на похороны, справляли праздники. Сегодня эти связи разрушаются. И об этом надо подумать грузинским руководителям. Люди смогут найти общий язык, надо просто им не мешать. Ведь руководители приходят и уходят, а народ-то остается.
Источник: ИА REGNUM