Сергей Такоев стал ректором Владикавказского института цивилизаций в декабре прошлого года. Такоев — ректор на общественных началах и намерен вернуться на основное место работы — руководителя администрации главы республики. От правительства он временно устранен по ходатайству Генпрокуратуры, которая обвиняет его в превышении должностных полномочий. Как Сергей Такоев обидел Генпрокуратуру, как не обижался на предыдущее руководство республики и трижды спасал футбольный клуб «Алания» и как намерен доказать, что бывший замгенпрокурора Владимир Колесников — болтун, об этом он рассказал «Южному Региону».
Белая полоса
Последние лет десять имя Сергея Такоева ассоциируется в Северной Осетии с футболом и с республиканской властью. Но в декабре 2006 года Такоев неожиданно был избран ректором Владикавказского института цивилизаций (ВИЦ).
— В ректоры меня позвали учредители ВИЦ — осетинский писатель Алан Черчесов и совладелец группы компаний Zebra Алан Диамбеков. Меня привлекает сфера образования и нравится этот институт, в котором существует жесткий отбор и отсутствует негатив вроде коррупции среди преподавателей.
— Говорят, что даже в главном вузе республики — Северо-Осетинском госуниверситете — учатся только по блату…
— Госуниверситет — это моя альма-матер, не могу говорить о нем плохо. Это большой вуз, в нем обучаются порядка 14 тысяч человек, и в него иногда попадают недостаточно подготовленные люди. Поэтому факты, о которых говорят, могут иметь место. А в Институте цивилизаций, в отличие от госвузов, нет внеконкурсного набора, все поступающие проходят серьезное испытание. Они платят не за диплом, а за образование.
— ВИЦ — это коммерческий проект?
— Ни для меня, ни для учредителей институт как коммерческий проект не интересен. У той же Zebra (занимается полиграфией и рекламой — «ЮР») есть на чем зарабатывать. Мы даже думали отказаться от платы за обучение, но с учетом кавказского менталитета решили ее сохранить. Даже лучшим студентам это необходимо, чтобы ощущать ответственность. Институт работает без убытков, но собственных средств на развитие не хватает.
Между президентом и главой
— Я ректор только на общественных началах, так как мое основное место работы — руководитель администрации главы республики Таймураза Дзамбековича (Мамсурова — «ЮР»), от которой меня временно отстранил суд по ходатайству Генпрокуратуры. Но я уже выполняю некоторые поручения главы, делаю, так сказать, аналитическую работу.
— А ФК «Спартак» (преемник владикавказской «Алании» — «ЮР»)? В клубе все твердят, что ждут вашего возвращения. Как вы стали незаменимы для осетинского футбола?
— У меня есть опыт и налаженные отношения в футбольной сфере с ее специфичной корпоративностью. Президентом «Алании» я стал в конце 1999 года. Тогда главный тренер, кумир всей Северной Осетии Валерий Газаев, покинул клуб, и президент республики Александр Дзасохов поручил мне его возглавить. Я проработал два года, и меня сменил премьер Михаил Шаталов. Шаталов хотел себя попробовать в этой роли. Летом 2003 года, когда «Алания» была на грани вылета из Премьер-лиги, меня снова поставили во главе клуба. Место в элите мы сохранили, но через полгода появился новый спонсор — компания «Исток», — которая взяла управление в свои руки. В третий раз меня призвал уже Таймураз Дзамбекович летом 2005.
— Вас звали в тяжелое для клуба время, а когда дела налаживались, просили подвинуться. Не было желания в третий раз отказаться?
— Как раз новому главе отказать желания не было. Все эти годы, будучи председателем правительства и парламента, Таймураз Мамсуров поддерживал меня. Наоборот, когда он пригласил, я подумал: вот, наконец, можно распланировать развитие клуба на несколько лет вперед. Ведь Александр Сергеевич (Дзасохов — «ЮР») больше интересовался политической составляющей футбола. А потом разразилось «Дело «Алании».
Генеральная обида
— Уже фактом считается, что замгенпрокурора Владимир Колесников взялся за клуб, чтобы отвлечь внимание от расследования бесланской трагедии. Это была игра в политику, и я не обижаюсь. Но вот «Аланию» они ликвидировали незаконно!
— Но у клуба были серьезные юридические и финансовые нарушения.
— Нарушения были устранимы, но Генпрокуратура предприняла чрезвычайные усилия, чтобы помешать нам. Я несколько раз общался с ближайшими помощниками Колесникова, они говорил: «К клубу у нас вопросов нет, но шеф уже сказал на пресс-конференции, что «Алания» должна быть ликвидирована. Теперь придется выполнять, а то получится, что замгенпрокурора болтун». Мы надеемся в итоге доказать, что так оно и есть — скоро Высший арбитражный суд РФ будет рассматривать нашу кассационную жалобу на ликвидацию «Алании». Причем Колесников даже не скрывал причин своей неприязни ко мне и клубу. Он открыто говорил сенатору Валерию Кадохову, что не простит мне, что на моей служебной машине ездит адвокат бесланских матерей. Такой вот цинизм!
— Вы поддерживали бесланских матерей?
— Все проще. Я давно знаю и уважаю адвоката Чеченова, мы с ним много общаемся.
— Может, стоило обратиться к бывшему тогда Генпрокурором Владимиру Устинову?
— Разговор с Устиновым был. Но он тоже сказал: посмотрите, что делает руководитель его (Таймураза Мамсурова — «ЮР») администрации — возит адвоката! Видимо, это очень обидело Генпрокуратуру.
Звонок к размышлению
— Как продвигается расследование вашего дела (Сергей Такоев обвиняется в превышении должностных полномочий с целью сверхлимитного финансирования «Алании» — «ЮР»)?
— Почти два месяца назад нас уведомили, что расследование закончено и дело скоро будет передано в суд. Мы с адвокатами ждем не дождемся увидеть, что собрала доблестная бригада за десять месяцев. В рамках следствия Генпрокуратура обращалась в Счетную палату РФ с просьбой проверить расходование средств республиканского бюджета. Нас проверяли целый месяц, но никакой дополнительной информации следователи не получили.
— Но ведь один из четырех обвиняемых по «Делу «Алании» чиновников — экс-премьер Михаил Шаталов — признал свою вину и возместил причиненный ущерб. Значит, какие-то нарушения были?
— Михаилу Михайловичу уже седьмой десяток, ему было тяжело находиться под постоянным давлением Генпрокуратуры. Причем предъявленные ему обвинения были в большей степени условны. Например, что какая-то газовая компания была вынуждена по его звонку перечислить деньги в клуб. Статьи Шаталова подпадали под амнистию, вот он и поступил как политик.
— Такие звонки часто называют давлением на бизнес.
— Бизнес должен думать о будущих поколениях и помогать спорту. Это нормальное явление. Развитие футбола — это не только предмет договора между администрацией президента РФ и Национальной академией футбола Романа Абрамовича, которая строит поля для детей по всей стране. Предприниматели с этим соглашаются, пусть и не всегда с охотой.
СПРАВКА «ЮР»
Сергей Такоев родился в 1964 году в городе Дигора (Северная Осетия). Закончил Северо-Осетинский государственный университет. Экономист. Семь лет проработал в администрации Курска и Курской области. В 1992 вернулся в Северную Осетию, работал заместителем председателя и председателем правления «Иркомбанка». В 1994 году защитил в МГУ диссертацию и получил степень «кандидат экономических наук». В 1998 году назначен заместителем председателя республиканского правительства, в 2002 году — председателем Национального банка РСО-А (региональный филиал Центробанка России). В 2005 году стал руководителем администрации главы и правительства Северной Осетии.
«ДЕЛО «АЛАНИИ»
Осенью 2005 года замгенпрокурора Владимир Колесников (ушел с этой должности летом 2006 — «ЮР») заявил, что его следственная группа собирается проверить деятельность футбольного клуба «Алания» за последние годы. В ходе проверки были выявлены финансовые и юридические нарушения, такие, как неуплата налогов, отсутствие учредительного капитала и учредительных документов и так далее. В декабре 2005-январе 2006 Генпрокуратура объявила, что в нарушениях были виновны высшие чиновники Северной Осетии: министр финансов Константин Уртаев (превышение должностных полномочий и уклонение от уплаты налогов), глава республиканского УМНС Чермен Зангиев (превышение должностных полномочий) и экс-премьер Михаил Шаталов (хищение бюджетных средств и превышение должностных полномочий). В марте 2006 был задержан президент «Алании» и руководитель администрации президента Сергей Такоев, обвиняемый в превышении должностных полномочий. Михаил Шаталов признал свою вину, возместил ущерб и был амнистирован. Дело Константина Уртаева было передано в суд в конце прошлого года.
Все в цифрах
130 — дней провел под домашним арестом по ходатайству Генпрокуратуры.
3 — раза становился президентом ФК «Алания».
200 миллионов — рублей ущерба причинил, по словам экс-замгенпрокурора Владимира Колесникова, бюджету Северной Осетии.
120 — студентов учатся с декабря 2006 года под его началом.
Газета "Южный репортер"