Премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал постановление, где четко определены сроки, до истечения которых лишившиеся жилья во время осетино-ингушского конфликта должны предоставить документы для получения господдержки. Инициатором этого постановления считается южное полпредство во главе с Дмитрием Козаком. Полпред намерен окончательно закрыть вопрос с проблемами беженцев к 2007 году.
Вне зоны доступа
В распоряжении "ЮР"оказался текст постановления правительства РФ за подписью Михаила Фрадкова. Этот документ должен поставить конечную точку в новейшей истории ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. Теперь люди, нуждающиеся в получении государственной поддержки, могут подать заявление в ФМС только до 1 декабря 2006 года. Прием же всех сопутствующих документов служба прекратит 1 июля 2007 года. Все, кто не предоставит бумаги в срок, будут решать свою участь на общих основаниях. Так в правительстве решили заключить процесс в жесткие рамки.
Напомним, что о конце 2006 года, как о сроке решения проблем беженцев, в сентябре прошлого года на встрече с главами регионов ЮФО заявил полпред Дмитрий Козак. Эту дату определил своим поручением Владимир Путин. Уже 8 февраля этого года Дмитрий Козак, президент Ингушетии Мурат Зязиков и глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров приняли план по ликвидации последствий конфликта, который предполагал возвращение переселенцев не в Пригородный район, а в другие населенные пункты Северной Осетии.
Процесс переселения пошел, несмотря на попытки ингушского парламента саботировать договоренность. В течение всего 2006 года беженцы из Пригородного района возвращались в Северную Осетию: около 200 семей переехали в поселок Новый, около 150 семей — в пять других населенных пунктов. Количество беженцев на территории Ингушетии стало снижаться. По данным ФМС, сейчас на учете в ведомстве состоят 9438 потенциальных переселенцев (2769 семей). У 4 тысяч отсутствуют документы на жилье, еще 1200 человек не определились, хотят ли они возвращаться, а около 1100 — проживали в зоне, которая была объявлена "водоохранной"и закрытой для проживания. Этим людям было предложено переехать в другие населенные пункты Осетии. Между тем ингушская сторона, начиная с 1992 года, упорно настаивала на том, что господдержку должны получить около 18 тысяч человек.
"Третьи лица"
Эксперты считают, что постановление, определяющее жесткие временные рамки, продиктовано не только желанием скорее решить проблему переселенцев, но и закончить бесконечный политический торг. Несмотря на то что на этапе согласований федерального документа и глава миннаца Ингушетии Магомед Мархиев, и президент республики Мурат Зязиков поставили свои подписи, волна "народных возмущений"и депутатских протестов в Ингушетии продолжается по сей день.
— Полпредство хочет отчитаться, что поручение президента разрешить проблему беженцев до конца 2006 года выполнено в срок, — заявил "ЮР"сенатор от Ингушетии Исса Костоев.
— Проблема решалась бы вечно, если бы не какие-то временные рамки, — пояснил источник в ФМС РФ. — А до этих пор руководство Ингушетии ведет торг с федеральным центром, оправдывая свое бедственное положение тем, что у них проблема с переселенцами. Эту проблему правительство решает уже давно, но когда наметился финал, в Ингушетии почувствовали, что скоро не будет повода для выбивания денег из Москвы.
Но вместе с этим сенатор Костоев (в разгар конфликта в 1992 году он был спецпредставителем президента Бориса Ельцина в Пригородном районе) признает, что руководству Ингушетии необходимо дистанцироваться от решения вопросов, связанных с беженцами.
— На протяжении всего времени конфликта я слышу одно и тоже: ингушское руководство вот это не сделало, осетинское — вот это, — возмущается господин Костоев. — Но ведь конфликт произошел на территории Осетии! Причем тут правительство и руководство Ингушетии? Почему она должна быть стороной в конфликте? Они предоставили жилье для беженцев, этого достаточно. Граждан России изгнали из домов, пусть их возвращает назад федеральная власть. Ингушетия как субъект Федерации не должна быть стороной в конфликте.
Тем не менее президент Ингушетии явно не желает оставаться в стороне.
— Никто не возьмет на себя смелость, чтобы граждане России остались без внимания после истечения какого-то времени, — заявил Мурат Зязиков.
В правительстве Северной Осетии прокомментировать постановление правительства РФ воздержались, сославшись на то, что его копия еще не получена.
— А до этих пор комментировать нечего, так как любое слово может быть остро и эмоционально воспринято ингушской стороной, — пояснил "ЮР"чиновник правительства.
Несмотря на разногласия, решение федерального правительства закрыть вопрос в указанные сроки, видимо, является окончательным. В ближайшее время из закона "О вынужденных переселенцах"скорее всего будет исключен пункт о том, что за лицами, получившими господдержку, статус вынужденного переселенца сохраняется в течение еще пяти лет.
Источник: "Южный репортер"