На главную  Контакты  Карта сайта    
События
Новости Представительства 
График Представительства 
Политика 
Южная Осетия 
Общество 
Экономика 
Культура 
Спорт 
К 65-летию Великой Победы 
Храм 
РСО-Алания
Южная Осетия
Глава представительства
Сведения о доходах за 2009 год
История представительства
Осетинская община
Фотогалерея
Беслан
Инвестиционные проекты Республики Северная Осетия-Алания
К 65-летию Великой Победы
Ссылки
Контакты

«Для России единственно разумная ситуация – продолжать замораживать этот конфликт…»

02.11.2006 15:05

«Согласны ли вы, чтобы республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?» - этот вопрос будет задан населению непризнанной республики 12 ноября и ответ на него заранее известен.

Это будет уже второй по счету референдум в истории Южной Осетии, де-факто отделившейся от Грузии в 1990 году. Итоги первого референдума, который проводился там в январе 1992 года, когда за независимость самопровозглашенной республики проголосовало 98% населения, мировое сообщество не признало. С аналогичным результатом и, соответственно, аналогичной реакцией на него мирового сообщества мы, скорее всего, столкнемся и 12 ноября, причем не признанными окажутся не только результаты референдума, но и президентских выборов, которые пройдут в Южной Осетии в этот день.

«Южная Осетия не признана нами как государство, соответственно, выборы, проведенные в Южной Осетии, не являются легитимными», — заявил глава представительства Еврокомиссии в Грузии и Армении Торбен Хольце на пресс-конференции в Тбилиси 31 октября. В то же время, отмечает «РИА Новости», глава делегации Еврокомиссии в Грузии положительно оценил возможность проведения встречи между президентом Грузии Михаилом Саакашвили и президентом непризнанной Республики Южная Осетия Эдуардом Кокойты. «Люди должны говорить между собой. Трудно заранее предсказывать итог переговоров, но, возможно, он будет позитивным», — заявил представитель Еврокомиссии.

В минувшую пятницу премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели на заседании Постоянного совета ОБСЕ Вене заявил о том, что Саакашвили выразил готовность встретиться с лидером Южной Осетии, однако сопредседатель Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-югоосетинского конфликта от Северной Осетии Мурат Тхостов скептически отнесся к предложению об организации этой встречи. «Если повесткой дня гипотетической встречи будет вывод российских миротворцев и набившие оскомину требования об изменении формата переговорного процесса — дело не продвинется. Все понимают, что под тезисом о смене формата речь идет о вытеснении России из миротворческого процесса. Мы, как в Северной, так и в Южной Осетии, рассматриваем вывод российских миротворцев как серьезный фактор дестабилизации. Отсюда и однозначно отрицательное отношение к предложениям о смене формата и соответствующей риторике», — отметил Тхостов.

Председатель ОБСЕ Карел де Гюхт несколько дней назад также призвал организовать грузино-осетинскую встречу на высшем уровне, однако в Цхинвали проигнорировали и этот призыв.

Многие эксперты отмечают, что Россия затягивает ответ на многочисленные обращения непризнанных республик с просьбой о признании их независимости, так как ожидает решения вопроса о независимости Косово. Прошедший на прошлой неделе в Сербии референдум закрепил за краем статус «неотчуждаемой части страны с правами широкой автономии», однако окончательное решение по данному вопросу лежит в области международного права. Переговоры под эгидой ООН должны завершиться до конца 2006 года, и позиция Соединенных Штатов и Евросоюза известна — они готовы признать независимость Косово. В то же время, когда речь заходит о непризнанных постсоветских республиках, они заявляют, что прецедент Косово не имеет к Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью никакого отношения.

С этим не согласен Эдуард Кокойты. По его словам, Южная Осетия и Абхазия имеют больше прав на самоопределение, чем Черногория и Косово. При этом Кокойты подтверждает готовность «выдержать любой мониторинг со стороны зарубежных стран на законность принятых нами решений о самоопределении».
Во вторник, выступая в парламенте, президент Южной Осетии заявил, что в отношении непризнанных республик на территории Грузии ведется политика двойных стандартов. «Есть силы, которые предлагают Северной Осетии выйти из состава России и объединиться с Южной Осетией. В этом случае нам сразу обещают независимость», — заявил он.

Что будет делать Россия после референдума 12 ноября?  Какой ответ даст Южной Осетии и даст ли его вообще?  Да и сможет ли российское руководство отнестись к данному событию адекватно, если в стране еще не утихла развернутая несколько недель назад антигрузинская кампания?

Прокомментировать ситуацию МиК попросил Владимира Жарихина, заместителя директора Института стран СНГ:
- Сегодня Россия находится, так же как и Европа и Соединенные Штаты в отношении Косово, по отношению к своим непризнанным республикам в сложном положении. Потому что, как провозгласили много лет назад два прямо противоположных принципа организации объединенных наций, так они и существуют. И как в нынешней ситуации найти оптимальное соотношение между этими принципами?

Нам европейские коллеги говорят: вот Косово — это исключение. Но ведь ситуация развивается так, что мы, к сожалению, других прецедентов, противоположных, за всю новейшую историю ни разу не встречали. Назовите мне хоть одну ситуацию, когда после объявления республики непризнанной она так или иначе не оказывалась признанной? Или через несколько лет, или через много лет? Или сразу?

К сожалению, такого не было. И все такого рода конфликты разрешались на почве права наций на самоопределение. Но ни одного — на почве территориальной целостности.

Не будем поминать Советский Союз, хотя можно начать с него, когда всех признали через 15 минут после объявления.

То есть, на самом деле проблема есть, и ее надо решать, но как? Вот нам говорят: вы не должны. А что мы не должны? Говорят: надо уладить конфликт. А каким образом? Говорят: уйти. Ушли. Но после этого весь Северный Кавказ оказывается там. И Грузия — театр военных действий между Северным Кавказом и грузинами. Это что, непонятно? Всем это понятно. А они, тем не менее, говорят: уйдите. Но они почему-то из Косово не уходят!

То есть, это проблема, которую надо решать или совместно мировому сообществу, или кому как придется, по праву сильного. Кто сильнее, тот и прав. Но мы предлагаем: давайте все-таки выработаем какие-то определенные правила, в каком случае страна имеет право на международное признание. Где эти критерии, давайте их определим. Но они пока этого делать не хотят.

Ну, хорошо, Сербия приняла свою конституцию, и мы ее признаем, и кто-то с нами согласится, а кто-то — нет. И, наверное, с нами согласятся не только некоторые страны СНГ. Я думаю, что есть и другие страны, которые не согласятся с признанием независимости Косово. И что, значит, появится часть стран, которые это признают, и часть, которые не признают?

Но то же самое и мы сделаем с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. А дальше что?

- А как быть с общественным мнением непризнанных республик? Ведь большинство населения там действительно выступает за независимость и объединение с Россией.

Они, прежде всего, выступают за суверенитет, мы суверенные — говорят они, значит, мы имеем право присоединяться или не присоединяться к кому хотим.
А потом, я хочу отметить, что мы привыкли к тому, что есть только два состояния — суверенная страна или часть другой страны.  Но есть и переходные вещи. Долгое время Пуэрто-Рико было в переходном состоянии. До сих пор остров Гуам имеет статус неприсоединенной территории Соединенных Штатов Америки. И ее жители имеют гражданство США, но не имеют права участвовать в выборах президента.

А нам все кажется, что может быть либо Чехословакия, либо Словакия и Чехия,  а другого не бывает. А теперь, кстати, те же словаки и чехи находятся в составе Евросоюза, и их суверенитет достаточно ограничен, хотя они — суверенные государства, но очень значительную часть полномочий они передали в Брюссель. Значит, это тоже переходное состояние.

- А  на каком уровне должна, на ваш взгляд, начать решаться проблема с постсоветскими непризнанными республиками?

Сколько бы наша уважаемая Государственная Дума не обсуждала эти вопросы, по Конституции это решение принимает президент. Именно президент подписал указ о том, что мы признали Черногорию суверенным государством, и ни в какой Думе или Совете Федерации этот вопрос не осуждался и не ратифицировался. То есть, это прерогатива президента по конституции.

- Однако США и страны Евросоюза заявили, что они никогда не признают ни результатов референдумов, проведенных в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, ни их независимости. Значит, если Россия вознамерится признать их, нас ожидает конфликт с Западом? Или мы имеем дело лишь с жесткой риторикой?

Ну и пусть они не признают, ну и что? Они что, отзовут своих послов из России или предпримут какие-то другие действия в знак протеста?

В то же время, одностороннее признание в любом случае ничего не дает ни России, ни этим республикам. Надо, чтобы Россия в ходе обсуждения их обращения внутри себя, одновременно вела бы постоянную работу  в направлении того, чтобы эти республики признало мировое сообщество.

- А наша реальная внешняя политика, на ваш взгляд, совпадает с объявленным президентом В.Путиным приоритетом, коим является  развитие сотрудничества со странами СНГ? Выработаны ли в рамках этого приоритета, например, принципы отстаивания интересов непризнанных республик?

В отношении курса, который должна проводить Россия, я могу сказать следующее: пока оба варианта плохи. Ничего не даст наше признание их независимости, но и, тем более, невозможен наш уход из этой проблемы: мол, пусть Грузия с ними сама разбирается. Это тоже невозможно.

Значит, для России единственно разумная ситуация — продолжать замораживать этот конфликт. Так как время — лучший лекарь.

В конце концов, на Кипре конфликт замораживается уже полвека. И тем, кто возмущается нашим поведением, можно посоветовать разморозить конфликт на Кипре. Там даже Кофи Аннан пытался разморозить его, но не получилось. И даже перспектива вступления в Евросоюз не подвигла эту ситуацию на разморозку.

- А насильственные действия со стороны Грузии  с целью воспрепятствовать процессу отделения непризнанных республик Вы исключаете или нет?

Этому надо всячески препятствовать. И при этом надо понимать, что мы сами, привыкнув к тому, что у Кремля много башен, забываем о том, что в Грузии этих безбашенных башен множество! Там нет центральной власти, по большому счету. И мне совершенно ясно, например, и это было видно по лицу Саакашвили, что для него арест наших офицеров оказался таким же сюрпризом, как и для нас с вами. То есть, как там не было консолидированной власти, так ее там и нет. Это опасно, но это факт. Поэтому все возможно…

- А каким образом, на ваш взгляд, ситуация в Грузии может стабилизироваться? Надо ждать переизбрания Михаила Саакашвили или, может быть, Запад, которому надоест дестабилизация в регионе, вмешается и даст собственные рекомендации руководству Грузии?

Ситуация  там очень тяжелая. Там сама элита — и политическая, и творческая, настолько заражена вирусом национализма, это настолько вошло к ним в кровь за все эти годы, что изменить ситуацию очень трудно.

Там реально нет  разумной оппозиции. Ведь не от полной глупости Россия во многом способствовала приходу к власти Саакашвили. Мы это сделали, потому что понимали, что выход один — или там будет гражданская война, чего нам совершенно не надо, потому что тогда половина нашего Северного Кавказа тут же окажется в нее втянутой, или уж лучше к власти пускай приходит этот Мишико…

Здесь, к сожалению, ситуация такова. Так что изменить что-то можно только жестким воздействием. Вот вы сказали — антигрузинская кампания, а по другому не получается. То есть, хорошо бы там поставить разумного человека. Но когда нет разумных людей, приходится воспитывать так жестко неразумных. Потому что других нет.

- Ну а, возвращаясь к предстоящему референдуму в Южной Осетии,  какой, на ваш взгляд, будет самая разумная реакция на него России?

Мы берем этот вопрос к рассмотрению и предлагаем мировому сообществу подключиться к решению этой проблемы и посоветовать нам, как на нее реагировать. Но имейте в виду, скажем мы, при этом надо будет выработать общий подход, так как у вас — та же проблема. К вам Косово обратилось, желая независимости, а к нам Южная Осетия обратилась, которая также ее хочет. Как быть? Вы там стоите, миротворцы, а мы стоим здесь. Давайте решим эту проблему вместе!

Если же ее решает каждый по-своему, то тогда, извините, в мире есть только право сильного, а никакого международного права  нет! И тогда вы за себя решаете сами, а мы за себя сами. Надо этот вопрос ставить жестко, и тогда никто не будет устраивать воплей по поводу того, как кто должен себя вести.

Источник: АНО «Маркетинг & Консалтинг»

Версия для печати

назад ]

Читайте также:
Владимиру Левитскому присвоено звание генерал-майора
Александр Тотоонов: «Северный Кавказ – неотъемлемая часть России»
«Модернизация экономики и межрегиональные отношения»
Глава РСО-Алания Таймураз Мамсуров: «Главная задача власти – улучшение уровня жизни населения»
Святые мощи Георгия Победоносца переданы Северной Осетии
Марат Камболов назначен заместителем министра образования и науки РФ



<< < май 24 > >>
пн вт ср чт пт сб вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31   
© 2006-2009 Официальный сайт Постоянного Представительства Республики Северная Осетия-Алания при Президенте РФ
Контакты:

Менеджер проекта
Вэб-администратор